Суд постановил обеспечить ребенка-инвалида необходимым ему лекарством, несмотря на то, что лекарство не зарегистрировано и не находится в обороте на территории РФ, не включено в Перечень лекарств для ЛЛО, болезнь ребенка не входит в перечень орфанных заболеваний, а денег в региональном бюджете на это лекарство не предусмотрено: все это не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, согласно которой дети-инвалиды в бесплатном порядке обеспечиваются всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям (определение Верховного Суда Республики Крым от 5 февраля 2019 г. по делу № 33-1760/2019).
Ранее мама ребенка обратилась в депздрав с просьбой обеспечить малыша заграничным лекарством: именно этот препарат порекомендовала врачебная комиссия федерального медицинского университета, подведомственного Минздраву России. Лекарство было назначено по жизненным показаниям, принимать его нужно пожизненно. Учитывая, что малышу уже присвоена инвалидность, бесплатное лекарство ему полагалось по закону.
Региональный Депздрав отказался закупать лекарство, указывая на целый ряд обстоятельств:
в бюджете на текущий год на это просто не предусмотрено трат (лимитов бюджетных обязательств);
лекарство не поименовано в Перечне лекарств для ЛЛО;
лекарство вообще не зарегистрировано в РФ (на момент рассмотрения иска в суде первой инстанции). Ввозить его в страну можно только по разрешению Минздрава России, от которого напрямую зависит исполнение обязанности по обеспечению лекарством, а у регионального депздрава соответствующих полномочий нет, да и не входит депздрав даже в перечень организаций, которые вправе ввозить препараты из-за рубежа.
Суд первой инстанции, с которым согласился региональный суд, обязал региональный депздрав обеспечить малыша лекарством:
Конституция РФ относит здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, к числу конституционно значимых, фундаментальных ценностей;
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гарантирует обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на лекпрепараты. А Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее –Закон № 323-ФЗ) разрешает – в том числе по жизненным показаниям – назначать по решению врачебной комиссии препараты, не предусмотренные стандартом медпомощи;
приказ Минздравсоцразвития России от 9 августа 2005 г. № 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" разрешает назначать средства, не зарегистрированные на территории РФ. Решение о назначении такого препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медорганизации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медорганизации. Такой протокол консилиума врачей в дело представлен;
при этом Закон № 323-ФЗ гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. А таковая как раз предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
согласно же Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, дети-инвалиды в бесплатном порядке обеспечиваются всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям;
поскольку малыш по жизненным показаниям нуждается в применении спорного лекарственного препарата, не подлежащего замене при проведении лечения, то его необеспечение этим лекарством приведет к нарушению его прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье;
что же касается довода о нехватке в бюджете средств, то постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 требует от органов исполнительной власти субъектов РФ привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур, для улучшения лекарственного обеспечения населения.
источник : www.garant.ru