с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Телемедицина: как она работает, можно ли ей доверять и дорого ли это стоит?
28 Мая 2019 г.

Россияне постепенно открывают для себя возможности телемедицины — сервиса, который позволяет получать удаленные консультации лечащих и наблюдающих докторов. Стоит ли доверять такому способу оказания врачебной помощи и законно ли это? На что действительно может рассчитывать «телепациент» и что нужно, чтобы им стать? С ответами на простые, но важные вопросы нам помогли отраслевые специалисты.

 

Телемедицина — это что-то от Елены Малышевой?

Нет, даже если Елена Малышева не раз обращалась к этой теме, к телевидению это имеет самое далекое отношение. Телемедицина — это еще один способ работы врачей с пациентами, основанный на использовании современных средств телекоммуникаций или, говоря проще, общения. Развитие телекоммуникационной среды позволяет врачам и пациентам общаться на расстоянии, поясняет Алексей Карпинский, генеральный директор компании-производителя телемедицинских решений SmartMed. 

Выгоды очевидны: телемедицина делает врачебную помощь оперативней и при этом позволяет избежать ненужных личных обращений к докторам. А значит, и очередей, которые встречаются даже в платных клиниках. Кроме того, возможность получить телемедицинские консультации оказывается весьма кстати, когда вы находитесь в зарубежной поездке и вдруг почувствовали недомогание. Даже если врач понимает английский язык, не каждый сможет внятно объяснить причину обращения к доктору. Да и зачем платить местным докторам, когда можно этого избежать? 

Все это лишь некоторые плюсы, из-за которых телемедицину и все, что с ней связано, сегодня называют одной из самых динамично развивающихся отраслей здравоохранения, способствующей оптимизации медицинского обслуживания, подтверждает Ольга Полякова, врач-терапевт, занятая в телемедицинском сервисе «Теледоктор24». Само осознание пациентом, что врач, знающий о нем буквально все, находится «под рукой», практически в круглосуточном доступе, повышает качество жизни. 

Дистанционное консультирование пациентов — это законно?

Это абсолютно законно, уверяет профессор Александр Теплов, заместитель директора по образовательной работе московского НМИЦ хирургии имени А. В. Вишневского. В июле 2017 года был принят федеральный закон (ФЗ-242), который внес изменения в основные законодательные акты, регулирующие вопросы информатизации сферы охраны здоровья граждан. Собственно, благодаря этим поправкам в отраслевом законодательстве появилось само понятие «информационные технологии» — с определением, что речь идет об обеспечении дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, с пациентами и, в случае надобности, их законными представителями. В том же году Минздрав издал приказ № 965н от 30 ноября 2017 года. Им был утвержден порядок оказания услуг по телемедицинскому консультированию.

На что по закону может рассчитывать «телепациент»?

Разбор законодательства, легализующего оказание телемедицинских услуг, действительно вскрывает некоторые нюансы. Важно иметь в виду: по закону врач не имеет права выставлять диагноз и назначать лечение (в том числе выписывать рецепт) без первичного очного общения с пациентом, отмечает Ольга Полякова из «Теледоктор24». Первичный прием запрещено делать удаленно. И если вы заболели и впервые решили обратиться к врачу через сервис дистанционного консультирования, максимум, что вы сможете получить, — это самые общие, скорее профилактические рекомендации доктора. И настоятельный призыв как можно скорее показаться врачу. 

Зато узнав ваш диагноз после очного знакомства и проведенного осмотра, доктор будет вправе дистанционно консультировать вас по ранее разработанному плану лечения. Более того, допустима коррекция ранее назначенного лечения тем же врачом, который осуществлял очный приём, и выписка рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, говорит Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед».

Алексей Карпинский из SmartMed отмечает, что законодательные ограничения способствуют тому, что телемедицинские консультации сегодня в основном проводят врачи общей практики — то есть терапевты и педиатры. 

Более узкие специалисты, вроде кардиологов, неврологов и дерматологов, резонно предпочитают очное взаимодействие с пациентом.

Впрочем, добавляет Ольга Полякова, для дистанционного консультирования доступны и они, давая пациенту самое главное — знание. «Осознание причинно-следственной связи между травмирующим фактором и развитием болезни, ориентированность на необходимую тактику диагностики и лечения позволяют улучшить понимание между врачом и пациентом. И, как следствие, повышают эффективность лечебно-профилактических мероприятий», — считает эксперт.

Профессор Александр Теплов видит в телемедицине возможности пациента получить не только консультации одного врача, но и консилиумное решение специалистов разного профиля, когда медицинский случай представляется сложным и неоднозначным. В тех же ситуациях дистанционные консультации — это способ получения так называемого «второго мнения», когда другой специалист того же профиля подтверждает или подвергает сомнению поставленный диагноз и назначенный способ лечения. 

С этим согласен доктор Виктор Леви из Израиля, указывающий на проблему: в интересах пациентов, нуждающихся во «втором мнении», нужно озаботиться гармонизацией стандартов, по которым проводятся необходимые медицинские исследования в России и на Западе. Сейчас исследования в России и в других странах с развитой медициной, включая Израиль, проводятся по разным стандартизированным протоколам. А это влечет лишнюю трату денег и драгоценного времени пациентов.

Телемедицина — для тех, у кого есть деньги?

И да, и нет. Дистанционные консультации пациента с лечащим врачом, увы, пока недоступны по договору обязательного медстрахования (ОМС) — то есть по полисам, которые оплачивают работодатели или государство. По словам специалистов, это связано и с техническим обеспечением рабочего места врача государственных или муниципальных клиник (вряд ли стоит упоминать, что оно оставляет желать лучшего), и с отсутствующей на сегодня тарификацией этой услуги в системе ОМС (что куда важнее, ведь получается, что ее оказание государственной или муниципальной клинике никто не оплатит). 

Есть и другие организационно-правовой проблемы, на которые, в частности, указывает практикующий врач удаленного доступа Павел Торубаров. Например, в России по разным причинам пока никак не удается должным образом запустить Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ)
 — с ее множеством важных и, по идее, функциональных подсистем. Если бы все заработало как надо, это заметно продвинуло бы и развитие дистанционных консультаций. Но одна из характерных сложностей — это требование усиленной квалифицированной электронной подписи, которой должны располагать врачи, занятые в дистанционном консультировании. Но сам процесс получения такой подписи затратен и по времени, и по деньгам, так что готовность ею обзавестись выражает далеко не каждый.  

Так что, свидетельствуют эксперты, пока телемедицина практикуется, главным образом, в рамках добровольного медстрахования или как один из каналов коммуникаций между специалистами и пациентами частных клиник.

С другой стороны, оценивая доступность телемедицинских консультаций, стоит заметить, что и в платной клинике теледоктор, как правило, обходится дешевле обычного приема врача, говорит Алексей Карпинский из SmartMed. По крайней мере, фактор цены, помимо удобства, рассматривается как один из стимулов для пациента взаимодействовать с врачом на расстоянии. Если вы время от времени посещаете платные врачебные кабинеты, то знайте: дистанционные консультации будут доступнее по цене, особенно если речь идет о комплексных пакетах обслуживания.

И да, не стоит думать, что телеконсультирование совсем не применяется в государственной медицине, парирует собеседник, занятый в сфере ОМС. Применяется, и еще как: особенно в свете разделения доступной медицинской помощи по уровням: от первичной и до высокотехнологичной. Если в малом городе лечащий врач затрудняется в постановке диагноза или определении тактики лечения, то посредством телемоста он советуется с другими докторами, в том числе работающими в центрах оказания высокотехнологичной медпомощи. То есть взаимодействие осуществляется в основном не по линии «врач — пациент», а по линии «врач — врач». Хотя, как правило, такие консультации с коллегами доктора предпочитают проводить в присутствии самого пациента. В случае необходимости консультанты зададут вопросы ему напрямую, а он, в свою очередь, сможет что-то спросить у них.

Что нужно, чтобы получить услуги телемедицины?

Не так много. Во-первых желание, подкрепленное, как мы уже поняли, некоторыми финансовыми возможностями. Во-вторых, подключение к интернету и компьютер либо смартфон или другое устройство с базовыми функциями голосовой и видеосвязи. Иначе говоря, техническая основа для онлайн-общения с доктором. Далее нужно понять, с кем общаться. «Обычный интернет-поиск по запросу „телемедицина“ предложит множество доступных сервисов. Это будут либо агрегаторы подобных услуг, либо прямые ссылки на клиники, которые практикуют дистанционное консультирование пациентов», — рассказывает Алексей Карпинский. 

Таким образом, пойти можно двумя путями. Первый — уточнить, предоставляют ли клиники в вашем регионе услуги дистанционного консультирования и получить дальнейшие инструкции от специалистов медцентра. Второй путь — не привязываться к конкретным клиникам, а выбрать одно из мобильных приложений или сайтов, которые в зависимости от ваших потребностей свяжут вас с нужным доктором. Таких уже неплохо зарекомендовавших себя интернет-сервисов на сегодня достаточно: начиная от «Яндекс.Здоровье» и заканчивая DOC+,  «ОнлайнДоктор», «ТелеМед» и другими.

Третий вариант — предложения от страховых компаний, которые предоставляют своим клиентам медицинские сервисы в рамках добровольного медстрахования. Например, в марте 2018 года такую услугу стала предоставлять компания «Сбербанк страхование жизни». За год на нее подписались 4 млн клиентов, рассказали в компании. Услуга предоставляется через сайт или мобильный софт DocDoc, которые дают возможность получить дистанционные консультации, записаться на очный прием и диагностические процедуры. Сервис сотрудничает с 10 тыс. врачей, работающих в разных клиниках и по разным направлениям. 

Собранная за это время статистика подтверждает: самые востребованные телемедицинские врачи — терапевты и педиатры, поделилась Екатерина Коломенцева, директор по развитию медицинского страхования.

Чаще всего удаленными медицинскими консультациями пользуются женщины в возрасте 25-40 лет, проживающие в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Уральском округе почти половина обращений приходится на Свердловскую область.

Есть ли риск стать жертвой мошенников?

Есть, как и почти везде, где вы платите живые деньги. К тому же сфера новая, и ее правовое регулирование находится в самом начале. Применительно к телемедицине специалисты видят две проблемы: собственно мошенничество, цель которого — обогатиться на обмане пациентов мнимыми докторами, и утечка персональных данных и врачебной тайны.

В первом случае специалисты советуют при выборе телемедицинского сервиса обращать первоочередное внимание на наличие у провайдера действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если у клиники нет медицинской лицензии, стало быть, и о телеконсультировании ее докторами быть не может речи. Важны также перечень направлений, по которым проводятся дистанционные консультации, и квалификация практикующих врачей, обращает внимание Екатерина Коломенцева из «Сбербанк страхование жизни». Пожалуй, самое верное тут — выбирать именитые, давно работающие клиники, которые заботятся о своей репутации. Такие клиники, например, пока не возьмут на себя смелость удаленно ставить диагнозы и выписывать рецепты. А если такое происходит, то это повод насторожиться.

Кроме того, крупные сервисы с квалифицированными врачами никогда не предлагают консультации посредством социальных сетей или открытых форумов. Они имеют сайт, где представлена исчерпывающая информация о специалистах, предоставляемых ими услугах и партнёрах, дополняет Андрей Мельников из сервиса «ТелеМед». 

Что касается заботы о конфиденциальности данных, то здесь проблема общая для всей отечественной медицины: пока пациентам остается уповать на профессионализм и порядочность медперсонала.

Михаил Кондрашин, технический директор Trendo Micro в странах СНГ, Монголии и Грузии, считает, что законодателю придется еще много поработать в этом направлении. Надо учитывать, во-первых, предполагаемую массовость услуги, а во-вторых, специфику информации, собираемой и хранимой в электронном виде. Как специалист в области кибербезопасности Кондрашин свидетельствует: рассчитывать на сознательность конечного пользователя — в данном случае медперсонала — совершенно недопустимо. Поэтому необходимо, чтобы вся ответственность в деле защиты данных была возложены на оператора — то бишь на организацию, предоставляющую услуги телемедицины. Однако, дополняет врач удаленного доступа Павел Торубаров, в России пока даже нет четкого регламента обмена электронной медицинской информацией и сохранения ее конфиденциальности.

Александр Полозов

 


источник :  www.znak.com

вернуться в раздел новостей