Комитету по здравоохранению не утвердили поправки в бюджет на 2 204 млн руб. И это при том, что с начала года медицинские учреждения города испытывают проблемы с финансированием: денег не хватает, зарплаты задерживаются.
Комитет по здравоохранению запросил дополнительно в комитете финансов 2204 млн руб, из которых 304 млн требуются Терфонду для оплаты коммунальных услуг медицинских учреждений, в соответствии с переходом на одноканальное финансирование; 1 500 млн – на высокотехнологичную медицинскую помощь (региональные сосудистые центры, неонаталогия, лечение ожогов), которая финансируется сверх базовой программы ОМС; 400 млн руб необходимо на лечение незастрахованных граждан, оплачивать которое должен бюджет субъекта Федерации.
Но денег комитету не дали. Впрочем, даже в прошлом году, когда ситуация с бюджетом была не столь сложной, здравоохранение получило по поправкам меньше, чем было нужно. Похоже, городу вновь придется выходить с запросом в федеральный Фонд ОМС и доказывать, что Петербургу не хватает денег. В прошлом году эту меру уже предпринимали, но транш из федерального Фонда тоже прислали меньше ожидаемого. Похоже, ситуация с оказанием медицинской помощи в городе – вовсе не на пути к улучшению.
Основной источник доходов медицинских учреждений города (кроме ЛПУ, финансирующихся только из городского бюджета) – Терфонд ОМС, его программа составила в прошлом году около 27,5 млрд. Несмотря на заявление губернатора Петербурга Георгия Полтавченко в послании Законодательному собранию о том, что здравоохранение Петербурга получило в прошлом году огромную сумму - «общие расходы на отрасль в прошлом году составили 71,9 млрд руб» - Терфонд только сейчас заканчивает расплачиваться с прошлогодними долгами перед медицинскими учреждениями: на конец года страховые медицинские организации должны были практически всем крупным больницам города более 1 млрд руб. Уже к апрелю во многих из них с трудом выплачивали зарплаты сотрудникам. В поликлиниках проблемы с зарплатой начались намного раньше – еще в декабре-январе читатели «Доктора Питера» сообщали о задержках зарплаты. К счастью, в больницах пока не было больших проблем с питанием и медикаментами – все работали на старых запасах по договорам, заключенным в конце прошлого – начале нынешнего года. Но сейчас уже прошли новые торги, значит, начинается закупка и поставка медикаментов. Впереди – сезон отпусков. И, несмотря на то, что тех огромных долгов перед больницами уже нет (в начале года они доходили в некоторых клиниках до 100 млн. руб.), напряжение в медицинских учреждениях города не снижается. Беспокойство медицинских работников, так или иначе, передается пациентам. И возникает закономерный вопрос: «Почему кругом только и слышно о том, что денег в здравоохранение направляется очень много, а выплата даже небольшой зарплаты остается под вопросом?». Руководители и стационарных, и амбулаторных учреждений уже не питают иллюзий по поводу будущего финансирования и сообщают сотрудникам: «Со второго полугодия будет еще хуже».
Почему Терфонд оказался в долгах?
Заместитель директора Территориального фонда ОМС Александр Кужель на этот вопрос ответил «Доктору Питеру»: «В середине 2011 года руководители ряда крупных многопрофильных стационаров обратились в Тарифную комиссию с просьбой об увеличении на 20% тарифов, в связи с невозможностью выполнить плановые задания, по причине необходимости проведения большого количества ремонтных работ по программе модернизации. С целью обеспечения своевременной выплаты зарплаты медицинским работникам, Тарифная комиссия учла просьбу главных врачей, и повысила почти всем крупным стационарам до 31 декабря 2011 года тарифы на 20%, особо отметив, что эта мера действует в рамках плановых заданий, установленных на 2011 год.
Однако на конец года большая часть этих учреждений серьезно перевыполнили свои плановые задания. И, несмотря на то, что Территориальная программа ОМС в 2011 году была профинансирована Территориальным фондом ОМС сверх нормы, утвержденной законом о бюджете, почти на полмиллиарда рублей, у страховых медицинских организаций не хватило средств на оплату всех сверхплановых счетов, выставленных медицинскими учреждениями по повышенным тарифам».
Почему больницы-тысячники вышли за рамки планового задания (рассчитывается на основании данных статистики заболеваемости предыдущих лет)? Заместитель председателя комитета по здравоохранению Ирина Ястребова поясняет: «Летом 2011 года в связи с поступлением средств в рамках программы модернизации здравоохранения в ряде медицинских учреждений начались ремонты. Если закрываются частично отделения, то объем пролеченных больных должен уменьшаться (уменьшается количество койко-дней), поэтому мы вместе с руководством больниц были уверены, что плановое задание больницы не выполнят. А персонал на время ремонтов ведь не увольняется, ему надо платить зарплату, на время ремонта сохраняются и даже увеличиваются коммунальные платежи. Больницы, работающие в системе оказания экстренной помощи, не имеют права отказать в приеме пациента, поступившего по экстренным показаниям. Поэтому часто пациенты госпитализировались в непрофильные отделения, например терапевтические больные - в лор-отделение, нередко лежали в коридорах. И в целом объем медицинской помощи, оказанной учреждением, не особенно уменьшался. Кроме того, в этот период стали внедряться медико-экономические стандарты – МЭС (когда учреждение получает полное финансирование за предусмотренный стандартом объем медицинской помощи) в сосудистых центрах, где стали проводиться дорогостоящие операции на сердце и головном мозге, которые прежде делали лишь в небольшом объеме из-за недостатка ресурсов и специалистов. Стоимость одной операции составляет 140 000 - 180 000 рублей, проводятся они в экстренном порядке и, естественно, нужны деньги для закупки расходных материалов. Больницы оказались в очень сложном положении. Комитет и Терфонд приняли решение вынести на рассмотрение тарифной комиссии по ОМС вопрос о применении повышенного коэффициента к тарифам на основании представленных учреждениями расчетов, и комиссия решила применить коэффициент 1,2.
Спланировать объем экстренной помощи очень сложно. Некоторые учреждения отработали ровно в пределах плановых заданий. Но были и те, что их перевыполнили. Получилось, что фонд профинансировал плановые задания, а то, что вышло за пределы, стало долгом, который пришлось погашать уже в 2012 году.»
Правда, тут все-таки остается открытым вопрос: «Почему одни клиники лечат своих пациентов с оплатой по установленным тарифам, а другим их на 20% повышают?». В результате страдают все медицинские учреждения города, потому что Фонд ОМС - это определенный мешок денег, в который положили фиксированную сумму, разделили на число получателей и посчитали тариф – где-то он выше, где-то ниже, принципиально одно – любая сумма, представляющая собой этот самый тариф, берется из общего котла. Если кому-то дали оттуда сумму на 20 % превышающую запланированную, значит, кто-то другой ровно на эти 20 % недополучил денег.
«Это честная мера, – уверена Ирина Ястребова, - потому что коэффициент 1,2 мы устанавливали только тем, кто участвовал в программе модернизации и введении МЭСов с мая-июня, когда все бюджеты были уже сформированы, сбалансированы по доходам и расходам. Кроме того, нельзя забывать, что эти учреждения оказывали медицинскую помощь больным, нуждавшимся в неотложной помощи (с инфарктами, инсультами), без которой некоторые могли просто умереть.
Денег на здравоохранение не хватает ни в одной стране мира и чем дальше, тем больше. Технологии совершенствуются и требуют дополнительных финансов. Поэтому основная задача - сконцентрировать силы и средства на социально значимых направлениях. Правоту принятых в 2011 году решений подтверждают факты позитивных изменений медико-демографических показателей в Петербурге. По данным Росстата показатель смертности населения в городе уменьшился с 13,6 в 2010 году до 12,7 в 2011 году (в РФ с 14,2 до13,5 соответственно) при том, что доля лиц старше 65 лет в Петербурге на 17 % превышает среднероссийские показатели. А показатель младенческой смертности - один из самых низких в России, в 2011году составил 4,3 на 1000 родившихся живыми, вместо 4,7 в 2010 году (РФ - 7,3).»
Зарплату задерживали по закону парных случаев
«Ситуация осложнилась еще и тем, что с 1 января 2012 года все ЛПУ при переходе на работу по 83-ФЗ «обнулили» счета и тем самым лишились оборотных средств. Именно с этим и были связаны задержки с выплатой заработной платы во многих медицинских учреждениях в начале года.» – объясняет Александр Кужель.
А Ирина Ястребова добавляет: «Проблемы с финансированием в первом квартале объясняются еще и тем, что сработал так называемый закон парных случаев. Кроме того, что у СМО имелась задолженность перед больницами, изменилась схема финансирования из Терфонда ОМС. С нового года вступил в силу новый федеральный закон об ОМС, в соответствии с которым деньги за пролеченных больных наш Терфонд получает из Федерального фонда ОМС (из Москвы), а затем перечисляет их страховым медицинским организациям (СМО). СМО, в свою очередь, перечисляют медицинским учреждениям аванс в размере 70 % от планового задания, а остальные 30 % учреждение получает по итогам месяца. Происходит это так: медучреждения должны прислать в СМО заявку на авансирование, СМО ее получает и рассматривает, затем направляет в Терфонд. Теперь уже Терфонд рассматривает и, если Москва к этому моменту деньги прислала, он направляет их в СМО, а те, соответственно, в учреждения. Раньше было проще – клиники оказывали услуги, выставляли счета и двумя-тремя траншами быстро получали оплату.
В этом году в январе деньги поступили в учреждения только в конце месяца. Денег с декабря ни у кого не осталось – вступил в силу и еще один федеральный закон - № 83, по которому государственные (городские) учреждения изменяли свою организационно- правовую форму и разделялись на бюджетные, казенные и автономные. С изменением правового статуса счета учреждений, на которых если и были деньги, оказались недоступны – их закрыли и открыли новые. Остатки средств со счетов ушли в бюджет и вернулись в феврале.
Поэтому весь первый квартал, фонд работал практически с колес - все, что получал из Москвы, приходилось отправлять на оплату медпомощи в СМО, они - в учреждения. Учреждения в первую очередь выплачивали заработную плату и закупали лекарства.
Сейчас ситуация меняется, учреждения входят в ритм – знают, что им надо вовремя заказать аванс, накопить денег на счету. Ситуация с долгами уже практически разрешена. В апреле в комитет жалобы на задержки с зарплатой уже не поступали.»
Ситуация останется напряженной
В интервью «Доктору Питеру» глава комитета Андрей Королев сказал, что тарифы ОМС в Петербурге – одни из самых высоких в стране. По некоторым видам помощи это действительно так. Недавно Терфонд установил новые тарифы на лечение катаракты (почти 40 тыс. руб.), лишив тем самым дохода частные клиники. Но так происходит далеко не со всеми видами медицинской помощи. А в условиях, когда фонду пришлось нести дополнительные расходы в виде выплаты прошлогоднего долга более миллиарда рублей (это годовой бюджет двух больших клиник, например, Госпиталя ветеранов войн + Детской городской больницы № 1), напрашивается вопрос: « Не собираются ли у нас пересматривать тарифы, теперь уже в сторону уменьшения?»
Ирина Ястребова ответила: «Комитет постоянно проверяет выполнение стандартов. И если выявляется, что по объему медуслуг стандарт регулярно не выполняется, и это не сказывается на качестве медицинской помощи, то тариф может быть пересмотрен в сторону уменьшения. Только что закончились так называемые «балансовые комиссии» когда учреждения отчитываются перед специальной комиссией о своих доходах и расходах, а она их проверяет. По результатам работы плановые задания для многих учреждений скорректированы. Аналогичная работа будет проведена по итогам полугодия. И если появится необходимость, то, хоть сейчас этот вопрос не рассматривается, возможно, коэффициенты будут опять применяться. Потому что есть учреждения, которым все время его надо увеличивать, например, на период ремонта, установки оборудования и т. д. чтобы поддерживать положительный баланс - рассуждает зампредседателя Ястребова. - Это не очень популярная мера, но другого выхода пока нет».
Однако медицинские работники расстроены и напуганы положением, сложившимся в первом квартале, несмотря на то, что история с долгами, кажется, завершается. Им по-прежнему говорят о том, что ситуация с зарплатой напряженная и будет напряженной: кроме того, что денег не хватает, еще и ко всем законодательным новшествам в системе надо приспособиться.
Но в комитете по здравоохранению, и в Терфонде ОМС, вопреки пессимистическим прогнозам, уверены, что критического ухудшения во втором полугодии не ожидается: «Говорить о возможных серьезных проблемах, которые могут быть во втором полугодии, считаю преждевременным», - считает Александр Кужель, несмотря на то, что, по его же словам, «для стабилизации ситуации ТФОМС и СМО направили в медицинские учреждения все имеющиеся резервы», то есть «подушки безопасности» у фонда нет. А теперь еще и нет надежды на дополнительные деньги из городского бюджета на дорогостоящую сосудистую хирургию и другие важные расходы.
источник : doctorpiter.ru