Новгородская область не в первый раз становится ареной для столкновений на почве здравоохранения: претензии к работе электронной поликлиники, вечная нехватка узких специалистов, врачебные ошибки, последствия оптимизации. В последний раз мы поднимали эту тему в связи с окуловскими митингами. Сейчас ситуация касается уже областного центра. Почему и за что увольняют врачей? За прогулы или несогласие с политикой руководства? В чем причина того, что родители вынуждены возить детей в другие города на осмотры? Наш корреспондент Елена Кондрашова попробовала разобраться в ситуации.
С чего все началось
«С 20 декабря 2018 г. прекращены дежурства врачей-оториноларингологов в Областной детской клинической больнице. Это было единственное место в Новгородской области, где оказывалась круглосуточная помощь детям с ЛОР-патологией, требующей экстренного специализированного медицинского вмешательства. Несмотря на неоднократное информирование администрации больницы о проблемах в организации медицинской помощи детям с патологией ЛОР-органов, в настоящий момент сложились такие условия труда врачей-оториноларингологов, при которых у нас нет возможности совмещать работу в отделении с круглосуточными дежурствами» — такой крик о помощи опубликовали врачи ОДКБ в конце декабря 2018 года на специально созданной странице в ВКонтакте.
Постепенно к освещению ситуации стали подключаться новгородские СМИ, но яснее она не стала. По словам работников, начались увольнения за отказ проводить серьёзные операции после ночных дежурств, за отказ ездить по области в командировки по причинам боязни за своё здоровье и другие причины. На данный момент врачи информируют на созданной странице, что увольнения продолжаются. 25 июня уволили доктора Роуланда Титрику. Многие родители в соцсетях негодуют и встают на защиту врачей, все боятся остаться без своевременной врачебной помощи для своих детей. Люди едут в Санкт-Петербург, чтобы записать детей на прием там. Ситуация в соцсетях комментируется очень жестко, люди в целом принимают сторону медиков и готовы не только сочувствовать, но и помогать.
Анна Зеленова: «…….слезы текут сами….. Терпения Вам всем!!!!!!!!!!! Безумно жаль!!!!!……Это полный абсурд со стороны руководства!!!! Играют жизнями маленьких пациентов……… Нет ценностей совсем, человечности..одни принципы никому не нужные…!!!!! Страдают дети!!!!!! Терпения Вам!!!! Верим в лучшее!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»
Татьяна Успенская: «Слышала про митинг в субботу у детской областной больницы, но не указано время. Подскажите, пожалуйста, думаю таких мам много соберется»
Со слов главврача, в сюжете НТ, озвученном голосом Дианы Васиной, врачи искусственно создали очередь маленьких пациентов, оперируя 1-2 больных в день. Врачи ответили: «Тунеядцы оперировали 5 пациентов в день в плановом порядке (операционные дни понедельник, вторник, пятница) и от 3 до 5 пациентов в экстренном порядке ежедневно, включая субботу. А перед экстренными операциями эти тунеядцы ещё решали административные вопросы: как подготовить пациента к наркозу при нерабочей лаборатории в учреждении, как получить результаты ЭКГ при отсутствии бумаги в больнице…»
Реакция пользователей соцсетей на сюжет с Арсеном Амирбековым была еще более острой: «это же подло, цинично, омерзительно», «стоит, врёт и не краснеет», «Вторая сторона «конфликта» наконец-то начала давать комментарии… Но это вызовет ещё больше недовольства и истерии размытые ответы на конкретную ситуацию», «я считаю, что срочно необходима юридическая помощь, заявления в суды и министерство здравоохранения в Москву». Нецензурные комментарии мы опускаем.
Антоний Киш, журналист, взявший дважды видеоинтервью у врачей больницы, дал Пароход Онлайн такой комментарий:
«Могу судить о проблеме лишь как журналист, который знаком с проблемой, и как пациент. Я разделяю мнение губернатора Никитина, что проблемы в отрасли копились годами. К сожалению, систему здравоохранения, как многие бюджетные сферы использовали (и используют), как поляну для зарабатывания денег аффилированными определённым чиновникам структурам. Тут: закупки оборудования по завышенным ценам у строго определённых поставщиков, это и «Медфуд», это передача консультативной поликлиники НОКБ частному бизнесу, это закупка мобильных ФАПов у бизнес-структур, очевидно, близких к фирме, которая продаёт «Медфуд». В этом ряду должна стоять и «Полимедика», которая работает — это видно— в режиме наибольшего благоприятствования.
Многие врачи считают, что страховая медицина в сегодняшнем виде глубоко порочна, а «потогонная» система оплаты труда, при которой врач работает на изначально мизерную ставку и должен подрабатывать, где можно, чтобы выжить, вредна. Далее — профнепригодность министра здравоохранения Антонины Саволюк, которая, следуя определённым курсом, не замечает проблем и продолжает утверждать, что всё хорошо.
Сам подход к системе здравоохранения, как к бизнес-истории весьма печален, а именно так подходит к ней губернатор Никитин и его команда. Отмечу, что такой же подход мы наблюдаем к общественному транспорту, когда выпадающие доходы перевозчика фактически выплачиваются из кармана населения.
Что касается медицины: к врачам, людям уникальных специальностей, относятся, как к дворникам, которых, к примеру, можно заменить «гостями» из азиатских республик. Ситуация, когда врачам ЛОР-отделения предлагают перевод на должность уборщика помещений… Это как микроскопом гвозди забивать, что команда Саволюк и делает. Итог. Причина развала системы здравоохранения в регионе (и, боюсь, в стране в целом — об этом говорят звонки на прямую линию президента Путина) — это вопиющая профнепригодность управленцев, помноженная на желании заработать там, где зарабатывать нельзя. К сожалению, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, вице-губернатор Ольга Колотилова и министр здравоохранения Антонина Саволюк этого не понимают».
Высказал своё мнение и Алексей Загорский, общественный деятель и активист:
«Тут ситуация скорее стратегическая: правительству области необходимо освобождать деньги на мобильные поликлиники — довольно дорогое удовольствие. Потому речь идёт об урезании ставок медперсоналу — это сейчас везде происходит. Ликвидирована работа больниц и штат по целому ряду районов — один приём в мобильной поликлинике стоит 4000-4500, где — то ведь надо искать эти деньги, и запускать ещё три поликлиники к одной, что есть сейчас по факту. Я считаю, что скоро все больницы загнутся… При этом мобильные поликлиники всё равно гораздо больше съедят, и обвалят долги по здравоохранению. Возможно, мы даже узнаем, сколько именно — сейчас идут суды с УФАС по поводу прозрачности финансовых отчётов в сфере здравоохранения. Скорее всего, будет отставка и уголовные — слишком явный там криминал по темам с распилом больничных денег, и даже я знаю весь расклад пофамильно, тем более его знают правоохранительные органы… Всё зависит от того, найдут ли сюда кого назначить достаточно быстро — депрессивный регион не особо нужен и нет желающих».
Мы приводим выдержки из интервью Антония Киша с врачами, у которых на данный момент идут суды.
Руслан Уразгалиев, уволенный оториноларинголог:
«За прошедший год уволилось 12 врачей: 6 заведующих, 1 отличник здравоохранения, 1 кандидат медицинских наук,1 реаниматолог-анестезиолог. Лаборатория работает только для реанимации днём, в другое время анализы возят в другие учреждения. Сейчас работает только 1 врач-трансфузиолог, а только он может делать переливание крови. Я работал в других больницах, и знаю, как там обстоят дела. В областной больнице – 20 трансфузиологов, в одном из Санкт-Петербургских госпиталей каждый хирург и реаниматолог обучен работать с продуктами крови, и делает это по совместительству. Неприятная история с ЛОРом на выездном осмотре окончательно развернулась в плохую сторону. Врач была укушена инфицированным клещом, прошла осмотр и была экстренно пролечена на собственные деньги. В своей больнице она предъявила все нужные документы для фиксирования случившегося, в чём ей было отказано. Несмотря на предоставленные документы, от главного врача была получена отписка, с требованием указать время, обстоятельства и свидетелей. Время роли не играет в данной ситуации, а всё остальное было предоставлено ранее. После этого все ЛОР-врачи отказались выезжать в область, подвергая себя опасности, ведь их жизни не застрахованы в таких командировках. То есть вся область осталась без ЛОР-консультаций, в которых нуждается. Борьбу не оставлю, не могу уйти поджав хвост. Там остались друзья и коллеги, с которыми проработал шесть лет, мои пациенты».
Дмитрий Лобко, детский травматолог:
«Мы обратились в суд, мы уверены, что права наши нарушаются. Сейчас в детском травмпункте работают врачи с переработкой, более 36 часов в неделю, новых работников не наняли. И считается, что пока работа выполняется, этого количество врачей достаточно.
Это попытка не идти против системы, а подкорректировать систему. Мы понимаем все её недочёты лучше, чем кто-либо другой, и решаем проблему только законными методами. Например, привлекаем общественное мнение. Хочется повлиять на оздоровление этой ситуации, что наши шаги приведут к нормальному диалогу, к выстраиванию отношений. Я лично допускаю позитивный исход».
Другая сторона медали
Сложившую скандальную ситуацию также прокомментировал Иван Сизов, заместитель начальника Управления информационной политики Администрации Губернатора Новгородской области:
«Ситуация с уходом заведующего отделением проста: все врачи имеют подработки, помимо работы в государственных больницах и поликлиниках. Мы это понимаем, но ночные дежурства вводятся не по нашей прихоти, а по многочисленным просьбам родителей. Поэтому изменения графика стали для врачей проблемой, некоторые из них решили уйти. Заведующий отделением не выполнил поставленных задач и был уволен за нарушение режима труда. Один из врачей не поехал на выезд и тоже был уволен. Мы ценим труд врачей, и понимаем, как они важны, и что все они люди с простыми человеческими эмоциями. Я сам из семьи врачей, и имею к этой профессии большое уважение. Сейчас по законодательству на 25 коек в стационаре полагается 2 врача и 1 на поликлинику с круглосуточной работой, и именно так обстоят дела в ОДКБ.
Согласен, это сложно, но врачи справляются, включая экстренные случаи. По отменам плановых операций могу сказать, что они не отменены, а перенесены. У одного из врачей плановый отпуск, а второй не справится с таким количеством нагрузок. Все нужные операции будет проведены позже. Также можно получить направления в Санкт-Петербург, но кому их выписывать – решать будет врач. Повышения зарплат невозможны, потому что у больницы имеется долг. Нет возможности делать надбавки, покупать оборудование и дополнительные медикаменты. Все деньги, которые поступают, списываются в счёт долга, кроме плановых, таких, как зарплатные.
Пока нет возможности разрешить эту ситуацию. По поводу врача, которого уволили за прогулы, но он утверждает, что это не так. Я знаю главврача лично, он человек рассудительный. И, зная, какой недостаток кадров, он не стал бы увольнять человека просто так. А недостаток кадров есть, это реальная, общепризнанная проблема. Поэтому тут больше вопросов, чем ответов. В случае с врачом, укушенным клещом – не могу ничего сказать точно. Надо смотреть документы, делать полную проверку ситуации. Возможно, произошло недопонимание.
Нужно понять, что для проведения нужных здравоохранению реформ, нужно смириться с изменениями. А изменения не проходят легко и гладко, всегда есть шероховатости».
На данный момент, судебные разбирательства продолжаются. О ситуации говорит весь город и ждёт её разрешения.
Как стало известно редакции Пароход Онлайн, в здравоохранении назревает еще одна проблема: в Шимске в одном из учреждений планируют снизить заработную плату медиков, мотивируя тем, что Указ Президента РФ №597 от 7 мая 2012 года о повышении зарплаты прекратил свое действие. Инга (имя изменено) пишет нам в редакцию:
«Снижение зарплаты будут на квитках о зарплате вот в пятницу, на словах в пятиминутках зп обещают снизить до 16 тысяч с 28 тысяч. В пятницу приедет Тимофеева с рабочей группой министр наш и вот тогда нужно ей задать эти вопросы по снижению зарплаты — хотя и так понятно, что она скажет».
Шимские медики обратились к нашим коллегам на Новгородское областное телевидение, после чего разговоры о снижении заработной платы временно прекратились. Инга уверена: после визита министра приказ о новых зарплатах все равно выйдет. Наша редакция держит ситуацию на контроле.
источник : parohodonline.ru