Лидером рейтинга стало незаконное требование заплатить за диагностику, анализы и лекарства, предоставляемые по ОМС.
Своеобразный ТОП-10 нарушений прав пациентов в медицинских организациях * был составлен на основе обращений россиян в страховые компании, работающие в системе ОМС и входящие во Всероссийский Союз Страховщиков в 2018 году. Список наиболее частых жалоб представили журналистам на II всероссийской конференции «ОМС: какие права и новые возможности есть у российских пациентов?».
1. Неправомерные требования оплаты
Необоснованное взимание денежных средств за диагностические мероприятия (гормональные исследования крови, КТ, МРТ и др.), за лекарственные препараты, в том числе химиотерапию.
2. Ненадлежащее качество медицинской помощи
Оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, приводящее к удлинению сроков и удорожанию стоимости лечения, к ухудшению состояния здоровья.
3 Превышение предельных сроков, несвоевременное получение медицинской помощи
Превышение предельных сроков ожидания консультации «узких» специалистов, госпитализации в профильные отделения, выполнение лабораторных и диагностических исследований (УЗИ, МРТ, КТ и др.).
4. Отказ в оказании медицинской помощи
Необоснованный отказ в оказании плановой медицинской помощи, отказ в оказании неотложной медицинской помощи вне территории страхования, преждевременное закрытие листка нетрудоспособности или отказ в выдаче листка нетрудоспособности, отказ в оказании медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий (ПГГ).
5. Нарушение при проведении профилактических мероприятий,
в т.ч. диспансеризации
6. Нарушение доступности медпомощи
Ограничение возможности записи к «узким» специалистам, длительное ожидание проведения инструментальных методов исследований (КТ, МРТ), длительное ожидание госпитализации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи
7. Ограничения доступности лекарств, предоставляемых по ОМС
Недоступность лекарственных препаратов в стационаре, в том числе, отсутствие лекарственных препаратов в медицинской организации (МО) для проведения химиотерапии, отсутствие препаратов в аптеках по льготным рецептам, отказ в выписке льготного лекарства, необоснованное взимание денежных средств за лекарственные препараты.
8. Организация работы медицинской организации
Нарушение права на выбор МО и врача, отказ от прикрепления к МО, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое (санитарно-эпидемиологическое) состояние МО.
9. «Приписки» в медицинской карте
Подача медицинскими организациями на оплату в страховую медицинскую организацию счета за медицинскую помощь, которая не была оказана.
10. Неэтичное поведение
Нарушение медицинскими работниками этики и деонтологии при общении с пациентами и их представителями.
По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, наибольшее количество жалоб отмечается в Башкортостане, Татарстане, а также в Москве и Подмосковье.
– Это связано не столько с низким качеством медпомощи, сколько с активной позицией застрахованных», – отметил эксперт.
Кроме того, в первой десятке регионов, лидирующих по жалобам пациентов, оказались Санкт-Петербург, Самарская область, Красноярский край, Ростовская область, Хабаровский и Пермский края.
По мнению Дмитрия Юрьевича, в результате работы СМО с жалобами застрахованных можно прогнозировать снижение недовольства пациентов работой медицинских учреждений.
Эксперт напомнил, что с 28 мая вступили в силу новые правила ОМС (приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»). Они позволят более тщательно контролировать соблюдение прав застрахованных, совершенствовать электронное взаимодействие территориального фонда ОМС, страховых организаций и лечебных учреждений, осуществлять досудебную защиту прав застрахованного лица.
— Если ваши права нарушают, в том числе предлагают заплатить за помощь, включенную в ОМС, – позвоните, подойдите, спросите, — рекомендует заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. — Не нужно платить сразу, «добровольно» подписывая договор об оказании платных услуг. Потом будет очень сложно доказать, что вас к этому принудили. Выясняйте сразу, действительно ли эта помощь не положена по полису? Сегодня для этого работают телефоны доверия, можно обратиться к представителям страховой компании.
*Указанный перечень может различаться или иметь уточнения в различных субъектах РФ в соответствии с утвержденной субъектом РФ Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
источник : u24.ru