с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В Минздраве планируют “выжечь” частную медицину
09 Сентября 2019 г.

В Минздраве обеспокоились потоком пациентов в частные клиники, поэтому министр Вероника Скворцова предложила ввести для них двойное лицензирование, исходя из “территориального планирования”. Например, если в определенном районе города есть поликлиника с необходимым количеством специалистом, то частную клинику здесь открыть не разрешат. Эксперты уверены – Минздрав просто устраняет конкурентов в виде частников в борьбе за врачей, а также хочет захватить “поляну” платных медицинских услуг, доля которых увеличится в государственных медучреждениях. В антимонопольной службе назвали предложения Скворцовой антиконституционными.

 

Новые правила лицензирования, которые правительство должно разработать до 1 ноября, позволят включить в территориальное планирование создаваемые в регионах частные медицинские организации, что решит ряд проблем, в том числе улучшит качество предоставляемой медицинской помощи и избавит пациентов от необоснованных трат.

Об этом сообщила порталу “Будущее России. Национальные проекты“, оператором которого является информационное агентство ТАСС, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).

“Условно [это] можно назвать двойным лицензированием. Фактически это согласование создания частного учреждения в зависимости от реальных потребностей населения, проживающего в конкретном регионе. Причем согласование не только создания этого учреждения, частной организации, но и согласование профилей по потребностям населения. То есть мы должны вписать частные организации в наше территориальное планирование в каждом регионе”, – сказала министр.

“Эта мера позволит избежать ситуации, когда в одном районе города открывается избыточное количество коммерческих организаций по одному и тому же профилю (диагностика, стоматология, офтальмология или любой другой). Кроме того, перенаправление потока пациентов в частные клиники создает напряженные условия для работы бюджетных организаций, которые получает финансирование в зависимости от прикрепленного населения, а так как далеко не всегда частник может работать в системе ОМС, обязанность по оплате медуслуг ложится на пациента”, – пишет ТАСС.

Отток пациентов в частные организации, по словам министра, далеко не всегда происходит по объективным причинам.

“В чем-то ограничено создание удобных условий в государственных организациях: либо псевдоочереди длительные, либо какие-то отсылки на то, что чего-то не хватает, каких-то расходных материалов не хватает: зато ты перейди через улицу, войди в частную клинику и получишь прямо сейчас, но за деньги. Мы категорически против этого, потому что есть программы государственной гарантии бесплатного оказания медицинской помощи, и она хорошо финансируется”, – отметила министр.

Генеральный директор “Национальной медицинской сети” Илья Тупицын уверен, что Минздрав давит на конкурента-частника.

“Цели государства очевидны. Во-первых, это попытка устранить потенциального конкурента в виде частной клиники за врачей. Кадровая ситуация сложная – это заметно по последним новостям о массовых увольнениях. Во-вторых, доля платных услуг в государственных медучреждениях будет только расти, соответственно, надо выжечь «поляну» частных клиник и дать государственным возможность завладеть оставшимся покупательским спросом”, – пишет Vademecum. 

По словам генерального директора медицинского объединения «ЦСМ-Санталь» Евгения Рабцуна, введение двойного лицензирования напрямую касается врачей.

“Зачем министр хочет сократить число медицинских учреждений, организуемых за счет частных инвестиций, к тому же в первичном звене, где у частных клиник большой опыт работы? Всего с 2015 по 2018 год ликвидировано 726 государственных медицинских организаций. Об этом говорится в статистическом сборнике Минздрава. При этом ведомство жалуется на дефицит медицинских кадров, хотя численность врачей и объемы медпомощи, согласно тому же сборнику, стабильны.

Куда делись медработники сокращенных 726 медицинских организаций? Полагаю, они были трудоустроены в оставшиеся медучреждения на свободные ставки, которые были ранее разделены по внутреннему совместительству. Нет совместительства – зарплата меньше, а нагрузка такая же. В результате цена труда, как соотношение денег к работе, упала. В результате врачи в поисках оптимального для себя баланса «труд – деньги» стали искать внешнее совместительство в альтернативном частном секторе. И частный сектор здравоохранения растет. По данным ФНС, в России 16,7 тысячи частных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. А ежегодно прирост, по приблизительным подсчетам, составляет 1,7 тысячи. При стартовом объеме инвестиций в 50 млн рублей – это 80 млрд рублей в год. Основной стимул для частников – оголенный спрос на доступную медицинскую помощь. 

Рядовой врач может сказать: «Это меня не касается». Увы, еще как касается. Пример – протестное увольнение хирургов из больницы Нижнего Тагила и травматологов в Пятигорске. Сегодня они легко смогут найти себе работу в частном и ведомственном секторах, которые не подчиняются Минздраву, а потому его репрессии до врачей не дотянутся. А если будет реализовано предложение Минздрава, врачам некуда будет устроиться. Частные клиники их не примут”, – уверен Рабцун.

В ФАС тем временем выступили против инициативы Скворцовой.

«Минздрав России​ фактически предлагает ввести новый административный барьер в виде выдачи разрешения на создание и размещение частной медицинской организации в определенном месте.​ По мнению ФАС России, такой механизм​ противоречит Конституции Российской Федерации, 41-я статья которой гарантирует развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения без каких-либо изъятий, а также указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», – сообщили в антимонопольной службе.

 


источник :  medrussia.org