с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Медицина здесь бессильна
17 Сентября 2019 г.

Федеральные СМИ пишут о кризисе российского здравоохранения: врачи увольняются, больные умирают. Фонд «Здоровье», изучив статистику Минздрава, обнародовал данные о росте внутрибольничной смертности в России. За год она выросла на 5,5 процента. Рост летальности отмечен в 79 регионах. Фонд также сообщил о росте количества госпитализаций в стране. Это значит одно: пациентов стало больше, но лечить их стали хуже, делает выводы издание «Новые известия». Специалисты с этими выводами согласны. Более того, уверены: медицинская сфера в России, как она есть, уже неизлечима. Впору строить новую систему. Но кто может и должен это делать, вот в чем вопрос. «ОВ» задал его экспертам.

 

«Система просто рушится»

Не первый год мы читаем, смотрим жуткие истории о врачах, которые уходят из операционных, оставляя умирать пациентов, или отказываются принимать больных в конце своего рабочего дня и т.п. Что стоит за этими вопиющими фактами? Очевидно, мы наблюдаем агонию «отмодернизированной», крайне «оптимизированной» системы.

«Чиновники отчитываются о «высоких» зарплатах» медперсонала и врачей, не упоминая, что эти зарплаты – результат переработок и дополнительных дежурств. В некоторых регионах врачи работают по 300 часов в месяц. По стандарту норма – 160–170 часов в месяц. Просто некем закрыть ставки. Специалисты бегут из государственных клиник в частные, меняют профессии, оставшиеся сотрудники работают «на износ», подводят печальные итоги «Новые известия».

Опрошенные изданием эксперты не утешают. «Система просто рушится. Минздрав практически ничем не управляет. Каждый регион создает, по сути, свою систему здравоохранения, в силу своих возможностей», – заявил «Новым известиям» руководитель «Лиги пациентов» Александр Саверский. «Региональные медучреждения должны зарабатывать по тарифу, который произвольно устанавливает региональный ФОМС, – поясняет сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. – То есть государство не финансирует напрямую медучреждения, все решают местные фонды ОМС, которые через тарифную политику снижают субсидии. Результат – нехватка специалистов, нехватка лекарств, нехватка реактивов для анализов и обследований, без которых невозможно поставить правильный диагноз».

Как жить дальше?

Этот нериторический вопрос я задала профессиональным врачам, которые занимаются также общественной деятельностью, имеют личную позицию. Их ответы, с одной стороны, подтверждают выводы экспертов, с другой – добавляют новые «краски» в общую картину бедствия. Впрочем, судите сами.

Михаил Байбаков,
директор Орловской научной медицинской библиотеки, сопредседатель общественного совета при департаменте здравоохранения Орловской области:
– Сознательно или бессознательно, но многое сделано для того, чтобы нанести серьезный удар по медицине. Это и «страховая медицина», постоянные совершенствования оплаты труда, при отсутствии типового единообразия для регионов. Ориентир на зарабатывание. Огромное количество учреждений бюджетные, а должны быть казенными. Бюджетный тип необходимо было определять для сформировавшихся учреждений, которые в состоянии вступить в экономически равную конкуренцию с коммерческой медициной. Очень хочется верить в то, что ситуация изменится, есть еще много специалистов-практиков, хороших организаторов, которые в состоянии изменить ситуацию, но, к сожалению, не наделенных соответствующими полномочиями. Плюс – качество образования молодых специалистов крайне слабое в целом, система постдипломного образования разрушена в принципе. Нужно менять психологию целого поколения, это касается не только специалистов, но и в принципе нас как пациентов. Изживать принцип «обслуживающего персонала» и учить заново принципу человечности, нравственности, понимания.

Ольга Демичева,
врач-эндокринолог, врач по паллиативной медпомощи, член правления «Справедливая помощь Доктора Лизы»:
– Людей самой ответственной профессии превратили в рабов, всегда виноватых, всем обязанных, нищих; уничтожили лучшие коллективы специалистов, разрушили множество хороших, работающих медицинских учреждений; сформировали в СМИ дикий образ «врача-убийцы», вместо того чтобы поддерживать уважение и почтение к тем, кто спасает человеческие жизни. Несмотря на наши обращения «наверх», выступления в прессе, на ТВ и в радиоэфирах, бульдозер оптимизации продолжал крушить российскую медицину. Бессмысленно и беспощадно. Итоги закономерны. Исправить ситуацию можно, но при одном условии: не поручать спасение российской медицины тем, кто ее уничтожает.

Павел Воробьев,
председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, президент МОО «Общество фармакоэкономических исследований»:
– Сейчас реанимировать медицину нельзя. Когда-то, в начале нулевых, это было возможно. С середины нулевых все покатилось по наклонной, а в двухтысячных сорвалось в пике. Нужны глубокие, принципиальные изменения. В структуре и в функциях не только медицинских работников, но и парамедиков. Изменились технологии медицинской помощи, и это будет решать главную роль в предстоящих изменениях. Реально что-то сделать могут только немногие оставшиеся профессионалы, если кто-то их услышит, конечно.

Елена Майорова

 


источник :  vestnik57.ru