Родители детей, умерших от врачебных ошибок, встретились с главой Бурятии.
Родители, чьи дети пострадали или умерли в больницах, встретились с главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Встреча была на редкость сложной и завершилась только в половине первого ночи. Родители не могли рассказывать о своем горе без слез, а у всех присутствующих стоял ком в горле.
Однако на этот раз речь шла не о личных жалобах. Пострадавшие от халатности врачей защищают уже не только свои интересы, но и прочих пациентов, и даже самих медиков, пострадавших от произвола руководства. Собранная ими информация напоминает серьезное расследование, выводы которого неутешительны. Система здравоохранения Бурятии в упадке, и на этот раз это не просто слова, а многочисленные факты, основанные на реальных примерах жителей республики.
Объединились от безысходности
Инициативная группа «Пострадавшие в ДКБ» очень быстро расширилась. Теперь в ней сплотились родители погибших малышей и в других больницах республики. Напомним, в мае этого года на всю республику стало известно о неоднократных случаях смертей пациентов в детской клинической больнице на Модогоева. 30 родителей тогда написали письмо главе республики. Алексей Цыденов потребовал увольнения главврача и объявил строгий выговор министру здравоохранения.
Как выяснилось, на самом деле детей, которым стало хуже или которые умерли в стенах больниц при странных обстоятельствах, намного больше. Причем во многих случаях они попадали в медучреждения с несложными диагнозами и в удовлетворительном состоянии.
Позднее к активистам стали присоединяться родители детей, пострадавших от врачебных ошибок и в других медучреждениях. Кроме того, жители республики стали отправлять активистам свои аналогичные печальные истории, и таких писем и сообщений у общественников скопилось немало. Правда, большинство жалобщиков предпочитают скрывать свои имена и не указывают контактов. Кто-то ссылается на бесполезность войны с врачами, другие предпочитают не распространяться на тему умерших родственников по религиозным соображениям. Но все эти люди просят лишь одного: «Сделайте что-нибудь, чтобы в Бурятии перестали гибнуть дети». И активисты, еще только-только пережившие личное огромное горе, ринулись защищать права других маленьких пациентов.
- Мы пришли не для того, чтобы всех посадили, ни в коем случае, у нас требования адекватные. Главная наша цель - чтобы наши дети не умирали и не становились инвалидами в наших больницах, - заявил на встрече с Алексеем Цыденовым Антон Котенко, потерявший сына после лечения бронхита в детской больнице на Модогоева.
Наедине с бедой
Создается такое впечатление, что родителям, чьи малыши погибают или становятся инвалидами по вине врачей, не только никто не помогает, но и всячески им противодействуют. По словам Антона Котенко, огромная государственная машина, призванная защищать права людей, действует ровно наоборот. Минздрав, прокуратура, ФОМС, уполномоченная по правам ребенка, следователи - никто не приходит на помощь пострадавшим.
Как и чета Котенко, все пострадавшие сталкиваются с тем, что адвокаты, заведомо опасаясь проигрыша, не берутся за такие дела. А если и находятся отчаянные, то за свои услуги просят немалые деньги, порядка 300 тыс. рублей.
- У нас уже четыре адвоката отказались. Например, говорят, что у кого-то суд шел восемь лет, ни за какие деньги, мол, не будем браться за такие дела. Вину врачей доказать нереально. Есть и те, кто честно признается: «Я сам врачей защищал, по своей практике знаю, как они «рисуют» доказательства, ты ничего не докажешь». Вот в такой реальности мы живем! – обращаясь к Алексею Цыденову, рассказали родители.
Родители погибших в больницах детей на своем личном примере убедились, что имеют в виду адвокаты.
- Исправляют диагнозы в документах. Хорошо, что я успела заснять. А потом обнаружила, что прямо замазано маркером белым, а сверху написано «геморрагический инсульт». Мой ребенок - 75-летний старик, что ли? Хотя изначально у нас была травма. Спрашиваю врачей, кто исправил, по какому праву? Мне один врач отвечает: «Я не знаю, мне еще здесь работать», - рассказывают родители.
У всех активистов истории похожи. После того, как их дети погибли или стали инвалидами в стенах больниц, постфактум в их медкартах стали появляться все новые, неизвестно откуда взявшиеся заболевания.
- Например, проверку проводит Минздрав, пишут, что у Захара было ожирение. Посмотрите на фото, где тут ожирение? Сейчас пытаются сказать, что мой ребенок был больной. И такая ситуация у всех. Каждое дело, если поднять, все вам подтвердят, что у него были исправления в истории болезни, в диагнозах. Как говорят адвокаты, это делается для того, чтобы на суде юрист со стороны врача сказал – да, недостатки в работе больницы были, но у ребенка было еще вот это и это. Здоровье было уже надорвано. Поэтому невозможно выявить прямую взаимосвязь. Якобы недочеты в работе больницы не были такими значимыми, чтобы привести к смерти, - говорит Антон Котенко.
Подозревают мать
Странно себя ведут и следственные органы.
- Пострадавшим так и говорят следователи: «Почему вы так настроены? Я думаю, что тут нет вины врача». Разве может такое говорить следователь? Его задача объективно установить все обстоятельства, при которых происходили действия, назначить экспертизу, а потом уже суд будет решать! – возмущается семья Котенко.
Добиться возбуждения уголовного дела также архисложно. Если только история не выстрелит в СМИ и не вызовет общественный резонанс.
- Мы добились, чтобы дело возбудили. Но как дела ведут! Следствие не работает, в качестве экспертов привлекают людей, которые в этой же больнице работают. Лишь абы какая экспертиза была. Врачи подделывают болезни, это преступники, а им дают на очных ставках документы. Они могут продумать свою защиту. А у нас нет возможности защищаться.
По словам Антона Котенко, многие нарушения, выявленные в ДКБ на Модогоева, где лежал его ребенок, до сих пор не устранены.
- В то время как даже сам Минздрав находит у себя нарушения, прокуратура пишет, что нарушений не выявлено, - продемонстрировал он документы Алексею Цыденову.
Доходит до того, что сами родители вдруг становятся подозреваемыми в гибели своих детей. Так случилось с матерью 4-месячного Захара Котенко, погибшего в детской больнице на Модогоева при странных обстоятельствах.
- У нас есть новый подозреваемый в смерти Захара, и это… я. На комплексную экспертизу уже подготовлены следующие вопросы: «Могла ли мать, кормя ребенка грудью, принимая поливитамины, спровоцировать у него рвоту. Впоследствии ребенок через шесть месяцев умер от аспирационной пневмонии в реанимации ДРКБ». Мы, когда узнали об этом с Антоном (муж Татьяны. - Прим. авт.), сидели и не знали, что делать. А может, это запугивание за то, что идем против, несмотря ни на что? – говорит Татьяна Котенко.
И даже единичные, с колоссальным трудом выигранные суды не гарантируют, что преступника в белом халате ждет наказание. Так, в группе активистов есть семья, которая судилась из-за смерти ребенка долгих семь лет. И все-таки смогла доказать вину врача. Но так как сроки исковой давности прошли, то и наказания для преступника не было.
По словам убитых горем родителей, все вышеперечисленное поневоле заставляет людей задуматься о самосуде, криминале и массовых акциях протеста.
- Мы постоянно спотыкаемся об эти препятствия, через себя пропускаем все это. Хотя нам тоже уже давно бы хотелось закрыться в своем горе и просто оплакивать своих детей. А мы ходим и доказываем, и расследуем. И сейчас, несмотря на все это противодействие, через прокуратуру, через СМИ заставляем работать тех, кто и так должен это делать без нас. Это ненормальная ситуация, которая говорит о том, что исполнительная власть, контролирующие органы бездействуют, везде полная анархия, - считает Антон Котенко.
Одни за всех
Однако родители погибших малышей на встрече с главой республики выступали не только в защиту своих прав. Они выступали и в защиту тех медиков, которые пришли в профессию по призванию, но им не дают работать спокойно.
Врачебные кланы-спруты, главврачи-ставленники, блатные люди на ключевых постах, нездоровая атмосфера в коллективах, «распил» премий среди «своих», низкие зарплаты - таковы реалии сегодняшних медицинских учреждений. Как итог профессионалы, уважающие себя, убегают из республики, а на их место приходят новые «блатные».
Активисты призывают увеличить число бюджетных мест в вузах, чтобы талантливые и подающие надежды абитуриенты могли осуществить свою мечту и стать врачами, даже если не имеют связей и денег. Также родители попросили главу сделать прозрачной работу Минздрава Бурятии, отремонтировать проблемные больницы и поспособствовать честному расследованию дел о погибших детях. Цыденов пообещал, что на следующей неделе напишет письмо главе федерального СУ СК, а о результатах встречи родители узнают после новогодних каникул.
Как раньше уже не будет
У каждого из родителей, переживших страшное горе, жизнь теперь уже никогда не будет прежней. В их домах стоят портреты умерших малышей, и эта беда будет с ними до конца их дней. Единственное, чего они просят сейчас, справедливости.
Алексей Цыденов, выслушав родителей, пообещал способствовать решению ключевых вопросов, о которых говорили активисты: устранить неполадки вентиляционной системы в ДКБ, перевести системы видеонаблюдения в медицинских учреждениях на автономный режим сохранения записей на удаленных серверах в течение года. Эта мера поможет получать видеоматериалы в спорных ситуациях из независимого источника.
- Во всей этой ситуации я хочу сделать еще один акцент. Мы сейчас выделяем максимальное финансирование на здравоохранение. Ремонтируем, строим больницы, приобретаем новейшее оборудование, приводим в соответствие. Что важно во всей этой ситуации, можно любые системы устанавливать, покупать оборудование, но если нет у врачей, да и не только у врачей, в любой специальности взаимного уважения и человеческого подхода, то никакими стенами и никаким оборудованием это не заменишь. Поэтому первоочередная задача – работать над этим вопросом, - сказал Алексей Цыденов.
Глава Бурятии также рассказал, что со следующего года будет увеличено количество бюджетных мест в вузах, в том числе и на медицинских специальностях. Набор будет целевым, и по окончании университета студенты будут направляться на работу в медицинские учреждения Бурятии.
В заключении встречи участники договорились о проработке системы общественного контроля в здравоохранении. Глава республики попросил обратить особое внимание на то, что контроль должен быть правильно организованным - не должен вредить ни пациентам, ни врачам.
Василиса Шишкина
источник : gazeta-n1.ru