Если мы заболеваем, то делаем все, что советует врач. И лечение проходит хорошо, когда вами занимается действительно грамотный доктор. Однако далеко не все врачи – квалифицированные специалисты.
Человек приходит к врачу и безоговорочно выполняет все его рекомендации, даже когда назначенное лечение вызывает сомнение. У большинства пациентов и мысли не возникает спорить с врачом или подробнее узнать о выписанных лекарствах. А ведь пациент имеет полное право контролировать свое лечение: получать о нем всю информацию, отказаться от тех или иных лекарств и даже перейти к другому специалисту, если действующий врач не вызывает доверия.
Вникать в процесс лечения – очень важно, ведь на кону – ваше здоровье! И еще более важно постоять за себя, если из-за действий врача вашему здоровью причинен вред!
Какие права есть у пациента
Например, отказ от медицинского вмешательства (лечения). Думаю, каждому из нас приходилось слышать фразу вроде: «Я ваш лечащий врач, и вы должны делать все, что я говорю». Правда ли это? На самом деле, нет. К мнению врача, конечно же, нужно прислушиваться, но никто не может заставить беспрекословно ему подчиняться. Тем более, если вы сомневаетесь в назначенном лечении.
Согласно п. 8 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства.
Это право распространяется и на родителей детей до 15 лет. Родители являются законными представителями своего ребенка и вправе самостоятельно принимать решения, как и у кого лечить своих детей. В этой ситуации все добровольно. Никто из врачей не вправе заставлять вас или вашего ребенка проходить лечение, с которым вы не согласны.
Причем, отказаться вы можете как от всего лечения, так и от его части. Например, если вам назначили таблетки и уколы, а уколы вы, по какой-либо причине, делать не хотите, можете принимать только таблетки. В данном случае, единственное, что вправе сделать врач – потребовать, чтобы вы написали письменный отказ от части лечения. Вас обязательно должны проинформировать о возможных последствиях такого отказа.
Это же правило касается прививок. Очень часто нам говорят, что прививки обязательны. В действительности это не так. Без вашего согласия вас не могут обязать сделать прививку, это же касается и ваших детей (до 15 лет).
Если в садике или школе вашему ребенку сделали прививку без вашего согласия – это нарушение закона! Об этом говорится в абз. 6 ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Правда, закон все же устанавливает небольшой ряд случаев, когда пациент не имеет права отказаться от лечения:
- если пациент страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих (список таких заболеваний содержится в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 715);
- если медицинское вмешательство необходимо в экстренных случаях для устранения угрозы жизни человека (когда его состояние не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители);
- если пациент страдает тяжелым психическим расстройством;
- в отношении пациента, совершившего преступление;
- при проведении судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы;
- при оказании паллиативной медицинской помощи (направленной на поддержание качества жизни у тяжелобольных людей), если из-за своего состояния пациент не в силах выразить свою волю, и отсутствует законный представитель.
Однако стоит помнить, что отказ от лечения должен быть разумным! Если вы отказались от лечения, которое было необходимо, врач не будет нести ответственность за наступившие последствия.
Получение информации о состоянии здоровья и способах лечения
Отношения между врачом и пациентом должны быть открытыми и честными. И не только со стороны пациента. Вам должны объяснить и рассказать все о вашем состоянии, методах обследования и выписанных лекарствах. И не только хорошее! Вас должны предупредить обо всех рисках и побочных эффектах, которые могут наступить. Это установленная законом обязанность лечащего врача (ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ).
Замена лечащего врача
Если лечение, которое назначил доктор, кажется вам настолько сомнительным, что вы хотите поменять врача, это возможно (ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ). Перейти к другому специалисту вы имеете право, не только проходя лечение в частной клинике, но и в бесплатной государственной больнице.
Для этого необходимо написать заявление на имя главного врача или руководителя подразделения. После его рассмотрения, вам должны предоставить информацию о врачах нужной специальности, работающих в больнице. Вы можете выбрать одного из них. Но есть один нюанс – врач, к которому вы хотите попасть, должен согласиться вас лечить (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н).
Как оформить жалобу
Если действия врача нарушают ваши права, вы имеете полное право на него пожаловаться. Есть несколько инстанций, куда можно подать жалобу. Здесь все зависит от тяжести нарушений, которые совершил медицинский работник.
Первая инстанция – непосредственное начальство врача. Это может быть заведующий отделением или главный врач больницы. Подавать жалобу руководству есть смысл только тогда, когда врач совершил не слишком сильные нарушения. Например, нахамил вам или не пришел на прием.
Если руководство проигнорировало вашу жалобу или встало на сторону врача, следующей инстанцией, куда можно обратиться, будет Министерство здравоохранения. При наличии полиса гражданин также вправе направить жалобу в страховую компанию (ее название указано в полисе).
Жалоба подается в письменной форме в двух экземплярах. Один вы отдаете организации, в которую подаете жалобу, на другом – указанная организация ставит отметку о получении и возвращает вам.
В случае более серьезных проступков, из-за которых пострадало ваше здоровье, лучше обращаться в полицию, прокуратуру или суд. Только эти властные органы могут привлечь виновного врача к уголовной ответственности и заставить его выплатить денежную компенсацию.
Если действия врача нанесли вред здоровью пациента, первое что нужно сделать – обратиться в полицию или прокуратуру с письменным заявлением. После этого начнется долгий уголовный процесс.
Пациенту или его родственникам, которые хотят получить денежное возмещение за виновные действия врача, нужно обратиться в суд для компенсации материального ущерба и морального вреда.
Как доказать виновность врача
Чтобы привлечь неграмотного врача к ответственности, нужно сначала доказать его вину. В этом-то и заключается основная сложность. Больницы прекрасно умеют заметать следы своих преступлений, переписывая записи медицинских карт или просто не отмечая в них все назначенные лекарства.
Поэтому, чтобы у вас были шансы доказать виновность врача, все документы нужно собирать заранее. Врач еще не сделал, а может, и не сделает ничего плохого, а ход лечения уже нужно контролировать.
Сохраняйте все рецепты и чеки на лекарства, делайте заверенные подписью и печатью лечащего врача копии из медицинской карты и т. д. Если вы не сделаете этого сразу, в начале лечения, потом все эти бумаги могут бесследно исчезнуть или в корне изменится их содержание. В результате, виновник может уйти от ответственности.
Спор с врачом – не самое простое дело. Но если вы столкнулись с неквалифицированным, безграмотным специалистом, жаловаться нужно обязательно! Это нужно сделать не только ради себя, но и ради тех людей, которые в дальнейшем могут пострадать от его действий. Работа врача слишком ответственная, чтобы допускать халатность!
Елена Чеченина
источник : vdvsn.ru