Многие пациенты, которым проводят малоинвазивные вмешательства для лечения ишемической болезни сердца, не понимают или не помнят информацию, которую получили от врачей об этом методе. В результате, ожидания большинства из них нереалистичны. В исследовании, которое опубликовано в European Journal of Cardiovascular Nursing, ученые ставят вопрос, насколько информированным является информированное согласие пациентов.
при стенокардии или инфаркте миокарда. Это минимальноинвазивное вмешательство, которое выполняется через небольшой прокол в коже. Врачи вводят в одну их крупных артерий зонд, который под рентгенологическим контролем проходит к коронарным артериям. Там с его помощью проводится разрушение тромба, который ограничивал кровоток в сердце. После этого в коронарную артерию вводится стент, чтобы вернуть сосуду прежний диаметр. Такие процедуры – ангиопластика со стентированием – проводятся в России не менее 50000 раз в год.
При инфаркте миокарда ЧКВ связано со снижением смертности пациентов. Однако при стабильной стенокардии эта процедура, хоть и очень часто проводится, дает не лучший эффект, чем просто применение лекарств. Именно это часто не знают пациенты.
Ученые проверили качество информированного согласия у 400 пациентов, которым проводили ЧКВ: действительно ли они знают обо всех рисках и полезных эффектах этой процедуры? Около 40% пациентов сказали, что они не понимают или не помнят информации, полученной в рамках информированного согласия на процедуру.
Люди, страдавшие от стабильной стенокардии, продемонстрировали плохое понимание того, что дает этот вид лечения:
около 60% из них были уверены, что ЧКВ излечит болезнь;
почти 95% считали, что эта процедура снижает риск инфаркта в будущем;
91% считал, что ЧКВ поможет прожить дольше.
«Такие убеждения не согласуются с данными клинических исследований, которые показывают, что ЧКВ преимущественно дает облегчение симптомов», - сказала автор исследования Фелисити Эстин (Felicity Astin) из Хаддерсфилдского университета.
Также исследование показало, что 47% пациентов хотели бы, чтобы их родственники присутствовали, когда врачи объясняют суть лечения, а 31% требовалась помощь в понимании медицинской информации, изложенной письменно.
«Безграмотность в вопросах здоровья – игнорируемый вопрос. Медицинские буклеты должны быть написаны простым языком. Кроме того, врачи должны спрашивать пациентов, требуется ли им помощь в чтении или понимании информации. Пациенты не попросят об этом сами», - комментирует результаты Остин.
Кроме того, авторы указывают, что пациенты часто получают всю информацию за один раз, и просто не могут усвоить ее. Ученые считают, что кардиологи и медсестры должны проходить тренинги, которые помогали бы обучать пациентов и поддерживать обратную связь с ними.
источник : medportal.ru