Лечащими врачами ГБУЗСО «Детская городская больница город Каменск-Уральский» не были предприняты все необходимые меры для своевременного и квалифицированного обследования пациента.
Мать несовершеннолетнего, скончавшегося во время операции в ГБУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова» которому ранее была оказана медицинская помощь в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Детская городская больница город Каменск-Уральский» обратилась в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с апелляционной жалобой на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области, отказавшего ей в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда с городской больницы.
Обстоятельства дела:
09.01.2017 во время операции скончался её сын; смерть мальчика произошла вследствие оказания ему ГБУЗСО «ДГБ г. Каменск-Уральский» неквалифицированной медицинской помощи;
в рамках следственной проверки была назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза, по выводам которой установлен дефект оказания медицинской помощи.
По мнению заявительницы медицинская помощь была оказана её ребёнку учреждением здравоохранения ненадлежащим образом, не в полном объёме, неквалифицированно, что привело к несвоевременному установлению диагноза и назначению соответствующего лечения, а впоследствии и к смерти сына. Учреждение здравоохранения заявленные требования не признало, в суде ее представитель пояснил, что заключением экспертной комиссии причинной связи между нарушениями, допущенными со стороны врачей и смертью ребенка, не установлено. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд первой инстанции требования матери о взыскании с ГБУЗСО «ДГБ г. Каменск-Уральский» компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей оставил без удовлетворения.
Истица с данным решением не согласилась по следующим причинам:
суд при разрешении спора исходил из деликтного характера возникших между сторонами обязательств, в связи с чем не применил к спорным правоотношениям Закон РФ «О защите прав потребителей»;
в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт оказания медицинской услуги ненадлежащего качества, а именно заключение экспертизы.
Судом апелляционной инстанции при изучении материалов дела было выявлено, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции сделал следующие выводы:
медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи;
в случае причинения вреда жизни и здоровью гражданину при оказании ему медицинской помощи, а равно как в случае оказания ему ненадлежащей медицинской помощи, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками такого пациента, поскольку в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи такому лицу, лично им также причиняются нравственные и физические страдания (моральный вред);
размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда;
медицинская организация не доказала отсутствие своей вины в причинении морального вреда матери;
лечащими врачами не были предприняты в период, начиная с 2012 по 2016 годы все необходимые меры для своевременного и квалифицированного обследования этого пациента.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования заявительницы частично: взыскал с учреждения здравоохранения в пользу матери 300 000 рублей в счет денежной компенсации причиненного морального вреда.
источник : pravo-med.ru