Мама ребенка-инвалида оспаривала отказ областного депздрава в обеспечении ребенка необходимым лекарственным средством. Препарат импортный, в РФ не зарегистрирован, однако рекомендован маленькому пациенту консилиумом врачей НИКИ педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева по жизненным показаниям (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2019 г. № 14-КГ19-10).
Областной депздрав заверил маму, что препарат будет – но за счет благотворительного фонда. Сам депздрав закупать препарат не станет, так как обеспечение граждан не зарегистрированными на территории РФ лекарствами за бюджетный счёт действующим законодательством не предусмотрено. По сути, это был вежливый отказ в лекарственном обеспечении.
Мама тяжелобольного ребенка попыталась оспорить отказ в районном, затем – областном суде, но безуспешно:
спорный лекарственный препарат по очевидным причинам не включён ни в применимый стандарт медпомощи, ни в Перечень ЖНВЛП, ни в Перечень ДЛО;
ребенок, к счастью, не страдает заболеванием, предусмотренным Перечнем орфанных заболеваний, утверждённым постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента";
да и выписать рецепт на это лекарство никак невозможно, потому что согласно законодательству рецепты оформляются исключительно на препараты, зарегистрированные в РФ;
следовательно, обеспечение ребенка-инвалида спорным препаратом в рамках предоставления набора социальных услуг за счёт средств федерального или регионального бюджета действующим законодательством не предусмотрено;
тем более что депздрав и областная детская клиническая больница и так уже совершили все предусмотренные и не запрещенные законом действия для обеспечения ребенка лекарством, то есть получили разрешение на его ввоз на территорию РФ и согласие благотворительного фонда на закупку препарата и передачу его пациенту, однако мама отказалась от получения лекарственного препарата за счёт фонда.
Верховный Суд РФ взглянул на дело совершенно иначе:
сначала он напомнил о содержании Конституции РФ и международных конвенций о правах детей и правах инвалидов. Все они требуют от РФ защищать права детей-инвалидов на жизнь и здоровье, и вообще уделять первоочередное внимание высшим интересам ребёнка. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья;
а законодательные акты РФ, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан, приняты именно в развитие норм международного права и положений Конституции РФ;
ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии,
согласно Положению о порядке применения лекарств по жизненным показаниям, в случае необходимости применения лекарственного средства, не зарегистрированного на территории РФ, решение о назначении препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации;
такое решение консилиума в деле имеется. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям;
а согласно ст. 47 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", конкретная партия незарегистрированных лекарств, предназначенных для оказания медпомощи по жизненным показаниям конкретного пациента, ввозится в РФ на основании разрешения Минздрава;
при этом согласно п. 1. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ, при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медпомощи, а также не входящие в этот перечень – в случаях их замены по жизненным показаниям;
бесплатное обеспечение детей-инвалидов любыми лекарствами по рецептам врачей предусмотрено также постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и областной Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи;
следовательно, на территории РФ вообще (и области – в частности) действует гарантия обеспечения детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно (за счёт средств бюджета), в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП и даже не зарегистрированными на территории РФ – по жизненным показаниям;
довод суда об отсутствии спорного лекарства в Стандарте медпомощи несостоятелен, так как в решении консилиума врачей именно этот препарат рекомендован пациенту с указанием на то, что он зарегистрирован как орфанный препарат Европейским агентством по лекарственным средствам 05 декабря 2001 г. для его использования при конкретной нозологии, а негативные попытки применения пациенту препаратов других групп являются прямым показанием к продолжению выбранной оптимальной комбинированной противосудорожной терапии, на которой достигнут наилучший результат в виде достижения ремиссии; попытки снижения дозы препарата или его отмены приводили к рецидиву тяжелых приступов;
нельзя было отказывать в иске и из-за нежелания мамы пациента получить лекарство от благотворительного фонда. Ведь поддержка больных граждан путём закупки для них лекарственных препаратов благотворительным фондом не является постоянной и обязательной, а выступает временной мерой, что не освобождает депздрав от возложенной на обязанности по обеспечению детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно;
с учетом изложенного, отказ депздрава области в обеспечении ребенка спорным препаратом за счёт бюджетных ассигнований бюджета области нарушает право ребенка на жизнь и право на охрану здоровья, гарантированные государством.
Дел направлено на новое рассмотрение в районный суд.
источник : www.garant.ru