Российские врачи бегут из государственных больниц в частные, несмотря на обещание государства повысить зарплаты. Те же, кто остаются, работают за пределами сил: чем больше нагрузка на врачей в регионе, тем больше там смертность трудоспособного населения от рака или сердечно-сосудистых заболеваний.
Где в России жить, чтобы выжить
— Однажды я пришла к участковому педиатру узнать об операции для ребенка: надо было вырезать пупочную грыжу. А она мне говорит: «Сделайте платно, у вас что, денег нет?» Все, кто может хоть что-то заплатить, идут в частные кабинеты. А кто хочет по-настоящему лечиться, едут в Челябинск или Екатеринбург.
Светлана Емельянова живет в Шадринске, втором по размеру городе Курганской области. Население Шадринска — 75 тысяч, Кургана — 326 тысяч человек. В Курганской области, которая в советское время славилась своей медициной, сейчас самая большая нагрузка на врачей в России: в поликлиниках занято только 46% штатных единиц. На 10 тыс. человек приходится 29 врачей, а в лидирующем по этому показателю регионе — Санкт-Петербурге — 81 врач. Здесь же, в Курганской области, и высочайший уровень смертности от рака среди трудоспособного населения: второе место в России, почти в два раза больше, чем в Москве. Хуже только в Орловской области. Смертность в Кургане не снижается , хотя за последние годы в регионе стали чаще выявлять рак на ранних стадиях болезни.
Почему так — версии разные. Местные жители видят в этом следы аварии на атомном комбинате «Маяк» в 1957 году. Но есть и более простое объяснение. Курганская область — самая бедная на Урале. Валовой региональный продукт на душу населения в ней в полтора-два раза меньше ближайших регионов, Свердловской и Челябинской областей, и в десятки раз меньше, чем у богатых северных соседей — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов (ХМАО и ЯНАО соответственно) . Туда уезжают работать и жители региона, и врачи — на зарплату в два-три раза выше . Тем более что собственного медицинского вуза в Курганской области нет: надеяться можно только на возвращение в регион молодых врачей после обучения в соседних Челябинске, Тюмени или Омске. А это происходит нечасто. В 2016 году в регион приехали работать 89 выпускников из медвузов этих трех городов со средней зарплатой около 30 тыс. рублей. Их однокурсники, уехавшие в ХМАО и ЯНАО — 218 человек, — стали получать по 60-70 тыс. рублей .
Частная медицина не спасает: курганцам нечем за нее платить. Жители Курганской области тратят на платные медицинские услуги в три раза меньше, чем их соседи в Свердловской области . Курганская областная клиническая больница (ОКБ) в 2018 году заработала на платных услугах 8% своего дохода. Свердловская ОКБ №1 — 10%, Новосибирская — 12%.
Курганская область — не единственная, где высокая смертность сочетается с повышенной нагрузкой на врачей. Жители бедных российских регионов, где на частную медицину денег нет, а в государственных больницах большая текучка и недобор кадров, умирают от тяжелых болезней в полтора-два раза чаще, чем жители Москвы и богатых ресурсных областей. Вот как это произошло.
источкник : www.proekt.media