16 января в рамках программы Гайдаровского форума — 2020 состоялось рабочее совещание по вопросам развития системы лекарственного обеспечения населения. Президент РФ 16 ноября 2018 года заявил о необходимости поднять на более высокий уровень всю систему обеспечения лекарственными средствами в РФ и поручил доложить о первых результатах работы такой системы в 2023 году. Представители органов государственной власти, производителей и бизнеса поделились предложениями и мнениями о том, в каком направлении необходимо двигаться для достижения поставленных целей и реализации поручения Президента.
Модератор дискуссии Александр Плакида, исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение», задал рамку для дальнейшего диалога, обозначив необходимость выбора принципов системы всеобщего лекарственного обеспечения, разработки механизмов солидарного участия граждан, преемственности опыта регионов по пилотным проектам, а также возрастающей роли цифровизации в обеспечении эффективности системы лекарственного обеспечения населения.
Открыла рабочее совещание Елена Максимкина, директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации. В своем выступлении она обозначила основные тренды для краткосрочного планирования в области лекарственного обеспечения: всеобщность, обязательность, солидарная оплата, социальная составляющая, поэтапность. Эксперт заострила внимание на проблеме отсутствия информации о монетизированных денежных средствах, которые возвращаются в систему здравоохранения через покупку лекарственных препаратов. Возвращаясь к мерам государственного регулирования, эксперт обратила внимание на необходимость выделения средств из федерального бюджета на борьбу с орфанными заболеваниями, продолжение закрепления федерального финансирования Национального календаря прививок, обеспечения финансирования заболеваний высокого риска распространения (ВИЧ, гепатит). Все остальное может быть возложено на систему всеобщего лекарственного обеспечения. Среди основных рисков спикер отметила неподготовленность регионов в части наличия информационных систем, рост нагрузки на медицинский персонал, ограничения возможности введения соплатежей. В дальнейшем планируется рассмотрение онкологической программы, гармонизация систем стационарного и амбулаторного лечения, а также различных источников финансирования.
Игорь Васильев, губернатор Кировской области, поделился опытом региона относительно внедрения системы лекарственного обеспечения. Пилотный проект по обеспечению лекарственными средствами был запущен в ряде муниципалитетов Кировской области, характеризующихся высокой заболеваемостью и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний. В рамках проекта реализован механизм возмещения части затрат на покупку лекарственных средств (возврат от 40 до 60%). «Самый главный эффект — это предоставление человеку возможности сделать совершенно осознанный выбор лечиться, а не надеяться на «традиционные» методы», — отметил губернатор. «Цифровизация, которая во многом определила успех проекта, позволила отслеживать полный цикл лечения пациента — от выписки рецепта до покупки конкретного лекарственного препарата», — подытожил Игорь Васильев.
Продолжая тему реализации системы лекарственного обеспечения, Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы, представил результаты исследования по прогнозированию расходов на лекарственное обеспечение, включающие в себя обоснование оптимальной системы возмещения затрат на покупку лекарств. Он отметил значительный вклад Кировской области с точки зрения организации системы учета документов и администрирования проекта. Среди основных проблем процесса обеспечения системы всеобщего лекарственного обеспечения эксперт отметил проблему учета объема целевой аудитории — участников программы, что в дальнейшем может привести к значительной нехватке средств на обеспечение людей лекарственными препаратами. Экспертами ФАС были смоделированы три способа возмещения — по минимальной, медианной ценам и возмещение стоимости любого препарата. «Таким образом, по результатам моделирования метод возмещения по медианной цене является самым оптимальным как с финансовой, так и с ассортиментной точки зрения. Предложенная система позволяет сохранить для выбора пациента широкий спектр производителей лекарственных препаратов», — заключил спикер. Для успешной реализации пилотных проектов в регионах ФАС предлагает финансировать системы за счет средств, не входящих в расходы на лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Также в рамках рекомендаций Тимофей Нижегородцев отметил необходимость консервативных расчетов, разработки показателей оценки эффективности реализации таких проектов, участие 2–5 субъектов с охватом всей территории региона.
Первой точку зрения бизнеса озвучила Катерина Погодина, генеральный директор «Джонсон & Джонсон Россия и СНГ». Спикер обратила внимание на необходимость дальнейшего развития диалога между государством и бизнесом, включая создание платформы, посредством которой это взаимодействие будет осуществляться.
С ней солидарна Оксана Монж, генеральный директор компании «Санофи» в странах евразийского региона: «Отсутствие диалога приводит к нарушению баланса между дженериками и инновационными препаратами, что затрудняет доступ пациентов к инновациям, которые производители готовы предоставить уже сейчас».
Продолжила представлять позицию бизнес-сообщества Наталья Колерова, президент группы компаний «Новартис» в России. Спикер отметила значимость использования больших данных в процессе лекарственного обеспечения: «Цифровизация, прозрачность системы, возможность анализа данных — это основа, на которой будет строиться дальнейшее моделирование в рамках системы обеспечения лекарственными препаратами, от этого зависит эффективность и результативность».
Владимир Христенко, президент ООО «Нанолек», сделал акцент на необходимости учета интересов российских фармацевтических компаний, чтобы не растерять накопленный за последние десятилетия потенциал.
Интересы бизнеса представляли также Григорий Потапов, генеральный директор АО «Фармстандарт», Ирина Панарина, генеральный директор «АстраЗенека Россия и Евразия», Марван Акар, генеральный директор ООО «МСД Фармасьютикалс».
Алексей Алехин, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сделал акцент на условиях реализации пилотных проектов: «Это должно проводиться исключительно в сегменте амбулаторного лечения, невозможно распространение на государственные закупки для стационаров».
Подвел итог рабочего совещания Александр Саверский, президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. «Уже сегодня у пациента есть право требовать любое лекарство, которое входит в клинические рекомендации или стандарты», — высказался эксперт, обращая внимание на законодательные рамки прав человека относительно лекарственного обеспечения. Спикер обозначил невозможность построения отдельных, разрозненных систем в каждом субъекте РФ: «Мы должны построить единую систему, где пациент в каждом регионе будет получать тот препарат, который ему необходим. В противном случае происходит нарушение равенства прав. В этой связи мы должны выявить потребности населения в лекарствах, обеспечить предоставление регионами необходимой информации и, возможно, выстроить централизованную систему закупок с помощью цифровизации».
источник : strategyjournal.ru