Председатель Совета Регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области Антон Беляков прокомментировал рост числа врачебных ошибок в России.
– Наверное, все уже обратили внимание на вал сообщений о многочисленных "врачебных ошибках", стоявших жизни или здоровья пациентам, а в ответ – акции, одиночные пикеты врачей в поддержку своих коллег. Ситуация на глазах становится все более критичной. И все сложнее разобраться, что происходит. Увы, если не каждый из нас, то по крайней мере, знакомый или родственник сталкивался с проявлением какой-то некомпетентности со стороны врача, реальной или кажущейся, что в случае с "врачебными ошибками" стало почти уже не важно.
Не могу замалчивать действительно огромные проблемы в отечественной медицине, вызванные прежде всего ошибками проводимой реформы. Не раз писал об этом и не хочу повторяться... Но в свете проблемы снижения качества медицинских услуг все-таки стоит отметить, что сейчас, гонясь за выполнением Майских указов любой ценой, в большинстве бюджетных учреждений, чтобы декларировать достигнутый рост заработной платы, руководство просто сокращало штаты, перераспределяя ставки на оставшихся сотрудников. А в медицине штаты и сами стали сокращаться, потому что выдержать такую нагрузку многие сотрудники просто не могли. Во многих регионах положение стало просто бедственным: массовый отток врачей в коммерческий сектор или (если есть возможность) в более богатые города, где за такой рост нагрузки заметно росла и оплата.
Но не хочу сказать, что все идеально и в сытой (а это правда, если сравнивать с большинством городов России) Москве. Например, мой знакомый реаниматолог постоянно вынужден работать по двое суток без права сна (у реаниматологов это обязательное условие). Может ли человек работать двое суток без сна, не снижая качества работы? Только у врачей цена такого снижения невероятно высока. И кроме недовольства оплатой, условиями работы, даже в регионах с относительно хорошей зарплатой медиков, у врачей появился панический страх "ошибиться и сесть". Если вы внимательно посмотрите интервью участников, скажем, тагильского протеста, когда в августе массово уволились хирурги из городской больницы, то увидите, что многие из них говорили не о недовольстве оплатой, а о своем страхе ошибиться при такой нагрузке и попасть в тюрьму. И затыкать проблему деньгами, хотя это делается редко, совершенно не верно. Не может врач работать одинаково хорошо 6-8 часов и двое суток подряд, даже за увеличенную зарплату.
Решение проблемы снижения качества оказываемых услуг было весьма простым: весь контроль за оказанием медпомощи отдали Следственному комитету. Случай беспрецедентный для мировой практики, когда для экспертизы дел по так называемым "врачебным ошибкам" в регионах спешно создавались специальные отделы Следственного комитета для расследования всех нарушений в сфере медицины. Вошли в них вовсе не медики, а, естественно, представители органов, на скорую руку прошедшие медобучение. Рациональное зерно тут вроде как и было. Часто по врачебным ошибкам выносили решения комиссии того же региона, если не из той же больницы, где они допускались, что снижало их объективность. Но почему вместо отлаживания системы независимой медицинской экспертизы, которая без проблем действует в США и многих странах ЕС, где, кстати, цена врачебной ошибки очень велика, у нас просто отдали весь вопрос на откуп МВД? Более того, избавившись от проблемы круговой поруки в медицине, пришли к другой. Где гарантия, что точно так же рука руку мыть не будет уже в новой структуре? То, что я вижу сейчас, это просто шквальный рост числа "врачебных ошибок", фиксируемых Следственным комитетом. Как указывает глава СК Александр Быстрыкин, за 2018 год количество уголовных дел, возбужденных по врачебным ошибкам, выросло на 24%.
Для меня, человека из медицины очевидно, что такой рост может быть только при условии сильного разрушения здравоохранения за какие-то полгода-год. А этого пока все-таки нет. Но гораздо более вероятно, что он вызван изменением контроля со стороны СК. Уже много лет выступаю за уточнение и закрепление в Законе самого понятия "врачебная ошибка", без которого нельзя дальше в полной мере корректировать законодательство и бороться за права пациентов, часто бессильных в случае некомпетентности врача. Но сейчас государство пошло по пути совершенно открытой криминализации всех врачебных промахов и просто спорных случаев, сделав врачей из жертв проводимой реформы козлами отпущения. Мне даже сложно здесь обвинять в чем-то СК, который действует ровно так, как он может, в соответствии с общей логикой данного органа. Но применение откровенно репрессивных мер в отношении уже порядочно запуганных медработников совершенно бессмысленно и опасно, что доказывает рост массовых протестов и добровольных увольнений врачей по всей стране.
источник : www.spravedlivo.ru