с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

ФАС указала на уязвимость пилотных проектов по лекарственному возмещению
30 Января 2020 г.

ФАС России опубликовала информацию с закрытого совещания «Модернизация системы лекарственного обеспечения: потребность, доступность и рациональность», прошедшего в рамках Гайдаровского форума-2020. Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ведомства Тимофей Нижегородцев рассказал о степени готовности страны к проведению пилотных проектов по лекарственному возмещению, а также о проблемах, которые необходимо решить для их реализации.

 

По его словам, в стране отсутствует нормативная база, которая бы обеспечила проведение пилотных проектов по лекарственному обеспечению на федеральном и региональном уровнях, что предусмотрено поручением Президента РФ № Пр-2420 от 17.12.18 г. В то же время лекарственное обеспечение пациентов, перенесших ОССЗ, которое сейчас реализуется по поручению Правительства РФ о федеральном бюджете на 2020 год, предусматривает расходование бюджетных средств только в рамках Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ), а никак не в рамках пилотных проектов.

Нижегородцев отметил, что на федеральном уровне нет понимания, каким образом будут реализованы модели лекарственного возмещения, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы обеспечивали соответствующие «изъятия» из закона № 44-ФЗ, необходимые на период проведения пилотных проектов, поэтому регионы не могут реализовать эти поручения.

Проанализировав соответствие бюджета, выделенного на проект по лекобеспечению людей, перенесших острые сердечно-сосудистые заболевания (ОССЗ), реальной потребности пациентов в препаратах, ФАС пришла к выводу, что расчеты НМИЦ кардиологии предполагают серьезный дефицит средств на его реализацию. Более того, институт утверждает, что 788 тыс. пациентов с ОССЗ — это «оценочное количество людей, на которых должна распространиться программа возмещения лекарственных препаратов».

«Очевидно, что нужно использовать какие-то другие цифры, более устойчивые для оценки бюджетов. Кроме того, мы считаем, что НМИЦ, для того чтобы сбалансировать эти цифры, необоснованно сокращает потребность на 40% от фактических данных и не предусматривает ее увеличение», — говорит Нижегородцев.

ФАС пришла к выводу, что отсутствие статистически достоверных данных по заболеваемости населения рискует сделать любую модель лекарственного возмещения дефицитной.

Еще одной проблемой в ведомстве назвали отсутствие развитой цифровой инфраструктуры в здравоохранении. В частности, речь идет о наличии системы выписки и движения электронных рецептов от лечащего врача до аптеки и обратно.

На основе данных НМИЦ ФАС сравнила расходы государства и пациента на разные модели лекарственного обеспечения людей, перенесших ОССЗ. Первая модель предусматривает 100% обеспечение пациентов самыми недорогими лекарствами на бесплатной основе. Вторая модель предполагает бесплатное обеспечение пациентов препаратами по медианной цене, в которую попадают практически все производители, заявленные в рамках программы. Последняя — софинансирование, когда государство оплачивает пациенту 50% от цены регистрации препарата. Ведомство пришло к выводу, что разница в средствах, которые требуются на реализацию этих трех моделей, критически незначима, в среднем она составила 15%.

ФАС считает наиболее обоснованным с точки зрения возможных экономических, эпидемиологических и административных эффектов медианный способ определения цены. Он позволяет участвовать в пилотном проекте большому количеству фармпроизводителей, снижает риски дефектуры, увеличивает возможность выбора лекарств для пациентов и участников оптового звена, а также позволяет бесплатно обеспечивать пациентов, в том числе дорогими оригинальными препаратами.

Для запуска пилотных проектов с разными моделями лекарственного обеспечения необходимо решить несколько крупных задач. В первую очередь обеспечить нормативную базу. Кроме того, требуется провести консервативную оценку количества пациентов и соответствующих бюджетов.

Далее, по мнению ведомства, необходимо разработать для всех регионов точки сравнения эффективности проведения пилотного проекта. Их следует проводить не более чем в 2—5 регионах, при этом «пилот» должен охватывать весь субъект, а не отдельные районы.

Участники пилотного проекта должны гарантировать наличие развитой информационной системы, а также оперативное принятие региональной нормативной базы для его запуска.

«Более того, должна быть обеспечена гарантия со стороны региональных бюджетов в случае дефицита выделенных средств из федерального. А он может возникнуть потому, что, до тех пор пока эта система не устоится, сложно точно определить популяцию, на которую будет распространяться этот эксперимент со всеми издержкам», — подытожил Нижегородцев.

 


источник :  medvestnik.ru