с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Нездоровый хайп. Как желание быстро прославиться губит людей и общество
05 Февраля 2020 г.

Пока власти ведущих стран пытаются сдержать коронавирус, в СМИ и социальных сетях множатся конспирологические версии. В ход идут самые невероятные слухи, и падают они на удобренную почву. Ведь и безо всякого вируса каждый день новостные сводки приносят зрителю сюжеты один забористее другого. Потоку скандалов нет конца. И это — объяснимо. Сегодня, чтобы стать известным, нужно хайповать. Почему так происходит и что с этим делать?

 

В Сети то и дело возникают волны паники, касающиеся китайского коронавируса. Блогеры пишут, а некоторые СМИ тиражируют самые нелепые слухи. Дошло до того, что была запущена «утка» о том, что некоторые школы Москвы якобы «закрыты на карантин».

Ситуацию оперативно пришлось комментировать департаменту образования столицы.

Там назвали фейком сообщения о массовом закрытии школ в Москве. Пользователи, распространившие в Сети ложную информацию, цитировали документы 2011 года.

Подобные примеры, к сожалению, будут множиться. Прославиться, подняв какую-нибудь модную тему — например, китайский вирус — для многих — прекрасный способ заявить о себе.

Именно поэтому в эфире сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол на тему «Хайп как способ жизни», где эксперты обсудили природу явления.

— Само это слово пришло из рекламы и означает рекламу, но очень агрессивную, — рассказывает продюсер Владимир Кальян. — Давайте вспомним: многие первые ролики, которые появились на нашем ТВ, были очень яркими, нестандартными и этим привлекали к себе внимание. А вообще, конечно, хайп существовал всегда. Римский император Нерон, например, ради хайпа сжег Рим. Но раньше, прошу заметить, каналов распространения хайпа было значительно меньше. Сейчас, в цифровую эпоху, их неизмеримо больше, поэтому хайп стал так заметен. Ведь его стало проще донести до публики!

Черно-белая слава

О том, зачем пользователи распространяют фейки про вирус, рассказал Александр Саверский, президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»:

— Эпидемия коронавируса — это хайп в чистом виде, главная цель которого — заработок фармацевтических компаний. Обратите внимание, как оперативно они развернули рекламную кампанию, тут же «выбросив» на рынок спасительные лекарства. У меня складывается чувство, что «эпидемия» была тщательно спланирована заранее.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сезонным гриппом ежегодно болеют 300–500 миллионов человек по всему миру. Так вот, новый коронавирус по динамике развития — скорости распространения и летальности — уступает многим «обычным» видам гриппа. В общем, не стоит паниковать и сравнивать его, скажем, с «испанкой».

В свое время свиной грипп, птичий грипп и атипичная пневмония наглядно показали, что фармкомпании в связке с властями всегда стараются изо всех сил раскачивать информационную лодку. Если честно, то походит это больше на маркетинговую кампанию, нежели на заботу о населении. Соответствующий факт, к слову, был официально установлен ПАСЕ через год после пандемии свиного гриппа. Не исключаю, что и в случае с коронарным вирусом происходит нечто похожее.

Что касается препаратов, на которые, по информации СМИ, резко подскочил спрос в аптеках, то всем приобретателям я бы посоветовал принимать их под контролем врачей. В случае же возникновения полноценной эпидемии коронавируса и дефицита врачей — хотя бы читать инструкцию.

Александр Журавлев, социолог, практический психолог, рассказал:

— Я работаю с подростками-спортсменами и попросил ребят дать определение хайпу. Оно было таким — «хайп — это черная слава». Мне кажется, так и есть. Это агрессивная самореклама. Причем эта агрессивность всегда должна идти по возрастающей — это закон. Чтобы быть известным благодаря хайпу, нужно, во-первых, хайпить всегда, а во-вторых, все более и более активно, чтобы уровень интереса к тебе не снижался. Каждая последующая выходка должна быть круче и ярче предыдущей.

Дарья Белоусова, создатель Ассоциации молодежных медиа, журналист, считает, что хайп — не обязательно черная слава. Она может быть и «белая».

— Я вспомнила фильм «Таежный роман». Там был момент: известный московский артист приезжает в таежный город, и безумная девушка предлагает ему спеть вместе с детским хором. Это сейчас все с детскими и не только хорами поют и рокеры с симфоническими оркестрами выступают. Но тогда это был хайп! — рассказала Дарья.

По нарастающей

При этом, по ее словам, в последнее время все самые продвинутые блогеры от хайпа постепенно отказываются, уходя в максимальную естественность.

— Они уходят от фильтров, от сумасшедших нарядов и говорят: вот, мы такие простые! Так что хайп как тренд, я думаю, затухает, — убеждена Белоусова.

Вместе с тем, как считает эксперт, окончательно это явление не исчезнет.

— Пока просмотры, подписчики, лайки монетизируются, хайп будет оставаться. Другой вопрос, что тренд меняется. Народ идет на все натуральное, естественное, как в жизни, без прикрас.

Александр Журавлев не согласен:

— Естественность мало кому интересна. Люди хотят видеть то, что отличается от их повседневной жизни.

Это одна из базовых потребностей. Поэтому хайп, конечно, будет всегда. Скажу больше: он продолжит быть той самой «черной славой». Потому что хорошим сегодня удивить очень трудно.

Владимир Кальян привел пример:

— Давайте вспомним художника Олега Кулика. Он сказал, что чувствует себя собакой, и абсолютно обнаженным ходил по Тверской на четвереньках на поводке и кусал прохожих.

Теперь кусают, распространяя фейки про вирус. Кандидат социологических наук преподаватель МГУ Антон Ремезов считает:

— Хайп будет популярен ровно до тех пор, пока клики можно превратить в деньги. Почему это происходит? Потому что есть сотни тысяч людей, готовых развлекать себя, глядя на чьи-то кривляния. Вообще с появлением сначала телевидения, а потом интернета общий культурный уровень стал постепенно снижаться. Потому что возникло клиповое мышление.

Как пояснил эксперт, суть хайпа в том, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться, и это базовое стремление человека. Так что хайп как часть жизни — объяснимое и нормальное явление.

— Но проблема в том, что люди, стремясь прославиться, часто заходят за красную линию. Вспомним хабаровских живодерок, которые убивали животных и выкладывали этот ужас в соцсети. Иными словами, опасен не хайп, а люди, которые стремятся прославиться любой ценой, не думая о других.

Печальный итог

В каком-то смысле, если бы коронавируса не было, его стоило бы придумать. Общество перегрето скандалами, подглядыванием в замочную скважину, ожиданием катастрофы, на которой можно быстро и дешево набрать медийные очки. Хайп как явление губит тысячелетние социальные связи, суть которых состоит в том, что люди все-таки научились доверять друг другу.

Сегодня доверять нельзя никому. Каждый может стать несознательным или вполне намеренным распространителем вируса: нет, не медицинского, информационного. От этого, как от простуды, не застрахован вообще никто. И вакцины лучшие врачи мира пока не изобрели.

Известность — это капитал, и не важно, как он нажит

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, считает, что хайп давно стал способом манипуляции.

— Сейчас все крупнейшие мировые СМИ живут хайпом. Больше того: этот хайп помогает их владельцам вершить историю! — рассказывает Игорь Михайлович. — Простой пример: CNN и другие ведущие СМИ показывают страшную картину химической атаки в Сирии. Погибли дети. Ужас. Нужно срочно свергнуть режим Башара Асада.

Вводятся войска, начинают бомбардировки. Через какое-то время выясняется, что эта химическая атака — чистой воды инсценировка, хайп. Но кого это уже волнует?

— Но ведь не СМИ же в этом виноваты. Нельзя же вообще не писать — о том же вирусе, например.

— Необязательно. Взять, например, опубликованную в западных СМИ фотографию — мертвый, прибитый к берегу Италии мальчик-беженец. Эта фотография — и уже неважно, настоящая или подделка — оказала колоссальное влияние на общественное мнение. Мигрантов начали массово пускать в Европу, и ничего хорошего, как известно, из этого не вышло. А ведь СМИ изначально, помещая фотографию, хотели всего лишь хайпа. А получилось переселение народов с далеко идущими последствиями!

— Но хайп, согласитесь, распространен и в социальных сетях.

— Здесь еще страшнее. Начнем с того, что соцсети фактически превратились во второе и даже главное «я» человека. Если ты не популярен в соцсетях, то, скорее всего, ты никто и звать тебя никак. В Сети люди выращивают такого двойника, который живет своей жизнью. А хайп позволяет быстро добиться популярности. Так сказать, надуть себя через соломинку. Такое на самом деле было всегда. Но сегодня лайки в соцсетях — это главный социальный капитал. Лайки, известность можно легко преобразовать в деньги. На ваш блог придут рекламодатели. Да что там реклама! Давайте вспомним Ксению Собчак. Что она делала всю свою биографию? Производила хайп. Начала с «Дома-2». Кем стала? Миллионером и кандидатом в президенты. И разве кого-то волнует, чем именно она заработала известность? Дело в том, что в современном мире победил рационализм. Не важно, как ты заработал деньги или известность. Важен результат.

 


источник :  vm.ru