В Госдуме завершают разработку регламентирующего это законопроекта.
70 процентов эпизодов семейного насилия связаны с неумеренным употреблением спиртного. Граждан, страдающих алкоголизмом и совершивших после возлияния административные правонарушения, предлагают лечить от пагубного пристрастия недобровольно. Предполагающий это законопроект может быть внесён в Госдуму уже в весеннюю сессию. Для чего потребовались такие меры и как конкретно будет работать закон, «Парламентской газете» рассказал автор инициативы, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.
- Николай Васильевич, что конкретно вы предлагаете?
- Сразу подчеркну: инициатива, о которой мы говорим, коснётся только так называемых злостных алкоголиков, которые в состоянии опьянения отличаются асоциальным поведением и представляют опасность как для себя, так и для окружающих. То есть совершают правонарушения, например издеваются над членами своей семьи; 70 процентов случаев семейного насилия, кстати, связаны именно с пьянством.
Мы предлагаем следующее: если человек злоупотребляет алкоголем и в состоянии опьянения совершил административное правонарушение, то судья, который рассматривает дело, может, установив причинно-следственную связь содеянного с употреблением алкоголя, направить этого гражданина на медицинское обследование на предмет диагностики у него алкогольной зависимости. И в случае, если это исследование покажет, что человек страдает алкоголизмом, а его асоциальное поведение причинно-следственно обусловлено алкогольной болезнью, то судья вправе, помимо собственно наказания за содеянное, обязать его пройти необходимое лечение и реабилитацию
В зависимости от конкретных обстоятельств содеянного и рекомендации комиссии врачей-наркологов это лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным, и осуществляться в наркологическом диспансере. Уклонение от этого лечения и неисполнение решения суда повлечёт дополнительные санкции. Аналогичные нормы в нашей стране уже действуют в отношении наркоманов, мы предлагаем их распространить и на лиц, страдающих алкоголизмом. Такая практика существует во многих странах, где до 70 процентов лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, проходят обязательное лечение по решению суда.
- Поддерживают ли инициативу профильные министерства?
- Принципиально — да, но дополнительные согласования ещё требуются. Также здесь важно вести широкую разъяснительную работу с населением, объяснять людям, что недобровольное лечение алкоголизма в данном случае — благо не только для больных, которые, как правило, утрачивают критичность и не способны осознавать свою зависимость от алкоголя, но и для окружающих, в первую очередь близких.
И, кстати, ничего принципиально нового в наших предложениях нет. Напомню, в Советском Союзе были лечебно-трудовые профилактории: если человек злоупотреблял алкоголем, вёл асоциальный образ жизни, совершал какие-то правонарушения, его по решению суда помещали туда на принудительное лечение на год или два. Эта система распалась, а далеко не все пьющие люди согласны лечиться добровольно.
- Почему закон о недобровольном лечении алкоголизма, с вашей точки зрения, нужно принять как можно скорее?
- Приоритет государства сегодня — и президент в очередной раз подчеркнул это в Послании Федеральному Собранию — народосбережение. Демографический кризис, который обострился в последнее время, — по-настоящему серьёзный вызов, стоящий перед нашей страной. Предпринимаются очень серьёзные меры, призванные стимулировать рождаемость, увеличивается финансирование системы здравоохранения. Однако давайте внимательно проанализируем структуру смертности. На третьем месте — после сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии — находится смертность от внешних причин. А этот вид смертности очень тесно связан с пьянством и алкоголизмом.
- Проводились ли какие-либо исследования на этот счёт?
- Разумеется. Что такое смертность от внешних причин? Это не только смертельные отравления алкоголем, показатель которых остаётся высоким, но и убийства, смертность от ДТП с нетрезвыми водителями, утопления в водоёмах, самоубийства, особенно у мужчин. Указанные виды смертности от 50 до 70 процентов ассоциированы с пьянством и алкоголизмом. Более того, более 20 процентов внезапной смерти от острого сердечного приступа также провоцируется злоупотреблением алкоголем, особенно крепкими напитками.
Почему в России такой разрыв — почти 11 лет - в продолжительности жизни мужчин и женщин? В том числе потому, что женщины значительно реже страдают алкоголизмом. Согласно последним исследованиям, «алкогольный вклад» в смертность людей трудоспособного возраста - 38 процентов. При этом различия между субъектами по показателю смертности от внешних причин отличаются в несколько раз. Это абсолютно недопустимо! Вывод, таким образом, очевиден: если мы хотим бороться за народосбережение, за увеличение продолжительности жизни — мы должны сосредоточить свое внимание в том числе и на борьбе с факторами, которые являются причиной сверхсмертности мужского населения.
- Готовы ли к недобровольному лечению больных алкоголизмом наркологические диспансеры, ведь это дополнительная нагрузка?
- Мы обсуждали эту тему с главными наркологами субъектов Федерации, они уверяют, что в целом готовы. У нас в стране достаточно сильная наркологическая служба, недавно была успешно завершена её модернизация, созданы условия как для лечения, так и для реализации реабилитационных программ. К тому же мы говорим не только о стационарном лечении. Большая часть пациентов будут лечиться амбулаторно, то есть приходить туда, как в поликлинику.
Ольга Шульга
источник : www.pnp.ru