«Хочу пожаловаться или подать в суд на врачей, но говорят, что это бессмысленно. Они своих не сдают, а суды верят заключениям врачебных комиссий. Только потратишь время, деньги, нервы и получишь отписку… Можно ли пробить эту стену?» - подобными сообщениями пестрят форумы в Интернете.
«Война» врачей и пациентов не прекращается ни на минуту. Каждую неделю в прессе всплывают истории одна другой хлеще - то медики доводят пациента «до ручки», то сами становятся жертвами агрессивных больных. Когда закончится противостояние?
Залечили до смерти
12-летний школьник из Ленобласти в феврале пошел лечить зубы. Манипуляции молодого доктора едва не стоили ему жизни - стоматолог, заговорившись с коллегой, уронила пациенту в глотку… иглу от бормашины!
И заставила проглотить ее, причем заливала мальчику воду в горло сама. Медик призналась отцу мальчика: у его сына в животе трехсантиметровая игла, но выйдет она самостоятельно. Однако инородный предмет впился в стенку желудка. Итог: ребенок в реанимации, а мужчина намерен судиться. И, вероятно, тяжбу выиграет - СК уже возбудил уголовное дело.
Выиграла суд с медиками и вдова Галина Братаева. К ее 34-летнему мужу скорая помощь не могла приехать в течение семи часов. Бригада выехала только под утро - пациент был практически без сознания и скончался в тот же день в реанимации от острого энтероколита. Фельдшера, принимавшую вызов, признали виновной. Ей дали условный срок, заставили выплатить небольшую компенсацию.
Перечислять подобные истории можно долго - экс-глава Следственного комитета Александр Бастрыкин не раз озвучивал статистику, показывающую: с каждым годом число преступлений в сфере медицины растет. И если в 2016 году их зафиксировали 4947, то в 2017-м цифра подпрыгнула до 6050 случаев, в 2018-м - до 6623, а за первые три квартала 2019 года насчитали почти 5000 историй.
И это только те, которые дошли до суда. Часто пациента пытаются избавить от болезни, которой он на самом деле не страдает. А когда умирает, близким и в голову не приходит сказать «залечили до смерти».
«Я часто сталкиваюсь с тем, что коллеги назначают откровенно некачественную терапию от непонятно каких заболеваний, - рассказывает доктор одной из городских поликлиник на условиях анонимности. - Совсем недавно «спасал» 28-летнего парня, который получал химиотерапию, потому что у него болела рука. Мне стоило больших усилий убедить коллегу хотя бы провести дополнительное обследование».
С одной стороны, я понимаю, что у врача нет времени на должный осмотр пациента. Но с другой - каждый медик должен осознавать ответственность перед больным. Химиотерапия - крайний шаг, который поможет в одном, но и нанесет организму непоправимый урон.
Сомневаетесь в лечении, которое назначил врач? Идите к другому. Причем выбрать действительно хорошего вполне можно по отзывам в Интернете. Лучше сарафанного радио пока не придумали ничего.
Защитит главврач
Но и сами пациенты порой позволяют себе многое. Нападают на врачей с кулаками, оскорбляют. Больше всех страдают медсестры.
«А ведь мы как раз и ухаживаем за людьми после операций, - жалуется Ольга К. - Но часто им все равно мало. Даже если больной попадается адекватный, его родственники могут стать еще тем испытанием. Дети одного пожилого пациента требовали от нас дать ему отдельную палату, рвались проведать его в то время, когда удобно им. И наплевать на остальных больных, на внутренние правила!»
Однако медики не сдают позиций - пенсионер из Петербурга Владимир Иванович так и не смог победить в споре с терапевтом. Доктор не стала осматривать пациента, а когда он направился с жалобой к главному врачу, заявила: мужчина просто забыл, что у него два часа назад измеряли температуру и давление. Главврач встала на сторону сотрудника.
Помочь в решении подобных конфликтных ситуаций могут современные технологии - системы видео- и аудиофиксации. Пресс-секретарь комитета здравоохранения Петербурга Ольга Рябинина уверяет: пункт 5 статьи 78 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» позволяет организациям здравоохранения иметь систему наблюдения. Другой вопрос, в скольких медучреждениях города действительно имеются такие технологии в кабинетах, где врач и пациент остаются один на один?
Так, в феврале до суда дошли врач и пациентка Боткинской больницы. Недовольная качеством обслуживания, девушка разместила пост в соцсети, где рассказала: врач грубит и не осматривает должным образом. Медик пост увидела и направилась в суд - защищать свои честь и достоинство. Чем закончится история, покажет время.
А что вы хотите от измученного врача?
Медицинский юрист Анна Крюкова:
«Проблема конфликтов между врачами и пациентами есть, и решать ее нужно с головы - с самой верхушки системы здравоохранения. Действительно, поступает огромное количество жалоб на врачей. На грубое, невнимательное отношение. Бывают странные истории, когда доктор проводит манипуляции и не спрашивает, как пациент себя чувствует. Когда на весы человека ставят в одежде, лишь бы выполнить нормы по диспансеризации. Безусловно, есть хорошие, грамотные медики. Но все чаще рассказывают о таких, кто не заинтересован в качестве проведенного мероприятия!
Сами врачи больше жалуются на своих работодателей, чем на пациентов. Чтобы специалист дорожил своей профессией, ему нужно создать достойные условия работы, дать хорошую зарплату по факту, а не на бумаге. Часто медработникам не хватает на жизнь, и им приходится работать сразу в нескольких учреждениях. Понятно, что адекватного внимания со стороны уставшего, измученного врача не дождаться.
У пациентов есть право на качественную медпомощь. И их не должны волновать проблемы доктора - они приходят к врачу с бедой, а не выяснять отношения.
К сожалению, такая же проблема и в платной медицине - дополнительные деньги не гарантируют качественной медпомощи. Более того, нередко сам специалист не заинтересован, чтобы пациент встал на ноги.
Можно ли добиться истины в суде? Вопрос качества решается экспертизой, а это долгие судебные процессы, финансовые вложения, которые пациенту ничего не гарантируют. Как бороться с происходящим в медицине? Налицо дефект системы, исправлять который нужно в верхах».
Начните с медвузов
Министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал ректоров медицинских и фармацевтических вузов научить будущих медиков не просто оказывать помощь, а делать это качественно и безопасно. Чиновник отметил, что в программу обучения нужно включить и вопрос безопасного обращения с лекарствами и медизделиями:
«Только из-за неправильного использования местного анестетика лидокаина в год в России умирают более 25 человек. За последние пять лет мы только по этой причине потеряли около 80 человек. Кроме того, каждый год при неправильном использовании медицинских каталок на скорой помощи гибнет минимум один-два человека, а в целом ошибочные действия приводят к осложнениям при лечении у 70 тысяч пациентов!»
Каждого обнять - нереально
Говорить, что доктора плохие, а пациенты ангелы - нельзя. «Хороши» обе стороны, которые часто тянут одеяло на себя, не думая о других.
Ярослава Молчанинова, работник скорой помощи:
«О докторе либо хорошо, либо никак. Поэтому не буду оценивать действия коллег. Но пациент действительно как в лотерее участвует: он может попасть и к прекрасному специалисту, и к не очень грамотному. Кстати, вопреки мнению многих, возраст врача - не показатель его умения. Я знаю историю о прекрасном петербургском молодом хирурге, который специально просился в «горячие точки», чтобы оттачивать навыки.
У врача должно быть внутреннее стремление помогать, развиваться в профессии. Если он стоит на одном месте и ничего сам не хочет, таким будет и качество помощи.
В то же время пациенты сами относятся к медикам как к обслуживающему персоналу. Недавно юноша на вызове (у его девушки болело ухо) заявил: зачем ехать в больницу, если «есть такая услуга, как прокатиться на скорой помощи»? И его не волнует, что на линии висят задыхающийся человек, младенец с высоченной температурой, пенсионер с прединфарктом… Парня и девушку пришлось отвезти, потому что таким людям легче дать, чем объяснить последствия.
Медик - это спаситель. Но нереально каждого обнять, успокоить, принять, как родного, - нет времени! В день через врача может проходить до 50 человек! Надо заполнить огромную кучу бумаг, подписать с пациентом согласие… Ведь от бюрократии не уйти».