Многочасовое ожидание пациентов в приёмном покое — не редкое явление в больничных учреждениях. Случается это даже тогда, когда нужна срочная помощь
В редакцию пришли мать и дочь СМИРНОВЫ.
После трагического происшествия, которое им пришлось пережить, прошло уже более двух месяцев. И сейчас состояние здоровья 73-летней Александры Григорьевны не вызывает опасений. Но всё было иначе 1 апреля, когда ее с ожогами лица, рук, груди карета «скорой помощи» доставила в приёмный покой клиники № 1 Центральной городской больницы Великого Новгорода…
Пестовчанка Александра Смирнова приехала в гости к дочери. Несчастье случилось утром воскресного дня — женщина зажгла газовую конфорку, чтобы поставить чайник. Искра попала на одежду — вспыхнуло моментально. Когда родственники вбежали на кухню, горели верхняя часть тела и руки.
— «Скорая помощь» приехала быстро, — рассказывает дочь Галина. — Фельдшер сделала уколы и сказала, что нужно срочно в больницу. Через несколько минут мы были уже в приёмном покое первой клиники.
Ввозные сутки
К сожалению, на этом оперативность действий медиков и закончилась. Неотложка неслучайно привезла женщину именно в это учреждение — некогда на базе «азотовской больницы» был открыт ожоговый центр. Сейчас, правда, от него остались всего несколько коек в травматологическом отделении, но ведь они имеются, и значит, есть специалисты, которые помогают людям, пострадавшим от огня. Логика бригады «скорой помощи» понятна. Хотя и уязвима.
В настоящее время система приёма пациентов такова, что за каждой из трёх больниц закреплены определенные дни, когда к ним со всех концов города везут нуждающихся в стационарной помощи и когда все отделения находятся в полной боевой готовности. На беду Смирновых, 1 апреля не было дежурным днём в клинике № 1. Да к тому же ещё и воскресенье. А в выходные процесс идёт в дежурном режиме — это когда на весь стационар всего несколько врачей. Как говорится, на всякий пожарный.
Прошу прощения за игру слов, но вот произошел этот пожарный случай в реальности, и больница со специализированными ожоговыми местами оказалась не готова к ЧП. Именно на этом настаивает Галина Смирнова:
— Нас не отказались принять в приёмном покое. Но там присутствовала одна только медсестра.
Она в течение часа трижды звонила, чтобы пригласить на осмотр дежурного хирурга. Он был занят. А маме становилось хуже — у нее поднялось давление, начало отекать лицо. После долгого ожидания я сама отправилась искать доктора. Он находился в операционной, но вышел ко мне, поскольку я настаивала. Сказал, что свяжется со специалистом по ожоговым больным и что скоро маму осмотрят.
Прошло еще какое-то время, потому что нужный врач был выходной и его вызвали из дома. На вопрос родственников, почему больше часа единственную больную в примерном покое — пожилую женщину с серьезными повреждениями — никто не осматривает, он ответил, что не знает и что конкретные доктора тут ни при чём, а виновата в целом система оказания медицинской помощи.
Последней каплей терпения Смирновых были слова медика о том, что сейчас на Александру Григорьевну заведут историю болезни, поместят в травматологическое отделение, но поскольку нынче выходной день, лечить начнут только завтра…
— Мы решили попросить помощи в областной клинической больнице, — продолжает Галина. —
Там нас приняли быстро — уже через несколько минут мама была помещена в палату интенсивной терапии реанимационного отделения, где пробыла трое суток. Потом ее перевели в травматологию.
Кто-то может предположить, что поражения кожи были небольшие, поэтому и не стали торопиться в клинике № 1. Согласно выписке НОКБ пострадало 14% кожного покрова — ожоги первой и второй степеней. Лечение длилось два месяца, потребовалась даже пластическая операция. И по сей день женщина еще ходит на перевязки.
Системный просчёт?пациентам в двух разных больницах:
— У меня трудовой стаж — 50 лет. Ни разу я не брала больничный. И вот когда мне впервые понадобилось серьезное лечение, я в первой же клинике столкнулась с равнодушным отношением. Но вы знаете, я не согласна, что во всём виновато несовершенство системы здравоохранения, ведь в областной больнице всё было по-другому: меня без промедления оформили в стационар, а в реанимации дежуривший в первые сутки медбрат практически не отходил от меня. И потом, когда перевели в травматологию, лечащий врач Геннадий Браславец и все медсёстры были внимательны и терпеливы. Я благодарна этим людям за их профессионализм и человечность. И выходит, всё дело в том, хорошо или не очень поставлена работа в конкретном учреждении и насколько ответственно подходят к своим обязанностям медики.
Сложно с этим выводом не согласиться. Когда «НВ» начали разбираться в данной ситуации, первым делом попросили специалистов Центральной городской клинической больницы рассказать о нормативах времени, согласно которым оформляют пациентов в отделения. Но никто никакого официального циркуляра нам так и не продемонстрировал. Начмед больницы Михаил ЮХНО сообщил лишь, что на основании внутренних распоряжений допустимое время нахождения экстренного больного в приёмном покое — до двух часов. Вот вам и оперативность!
Между тем на некоторых сайтах медицинских организаций других регионов страны присутствует-таки информация о периоде ожидания. Если человек госпитализируется в плановом порядке, его оформление может продлиться до трех часов. Если пациента привезла «скорая помощь», он должен быть осмотрен доктором в течение получаса, а в случае угрозы жизни — незамедлительно.
Возник и еще один вопрос. Почему в первой клинике пациентку было решено положить в обычную палату, в то время как в НОКБ её сразу определили в реанимацию? Заведующий реанимационным отделением областной больницы Александр ХРИСТОФОРОВ объяснил, что при поступлении состояние Смирновой было пограничным — между удовлетворительным и критичным: артериальное давление подскочило, наблюдалась интоксикация организма, к тому же родственники пострадавшей сообщили, что у нее больное сердце: «Дежурившие тогда врачи приняли правильное решение — поместить пожилую женщину в палату интенсивной терапии, чтобы она первое время постоянно была под присмотром. Как только состояние стабилизировалось, ее перевели в травматологию для дальнейшего лечения и восстановления».
Вот вам и еще одно подтверждение, что отнюдь не система виновата в том, что нас недолечивают, ставят неверные диагнозы, отказываются принимать, а конкретные специалисты на местах. И наверное, руководители, создающие в отдельно взятых заведениях такую рабочую схему, когда никто не несет ответственности за промахи и за ожидание больных, которое иногда в прямом смысле смерти подобно.
Период ожидания
Вообще в этой истории ещё много неясного. Например, зачем клиника № 1 согласилась принять пациентку, если были не ввозные сутки? Или почему сотрудница приёмного покоя, видя, что осмотр больной задерживается, не связалась с дежурной больницей (а все лечебные учреждения города сейчас являются единым комплексом) и не решила вопрос о транспортировке женщины с ожогами туда?
Галина Смирнова в тот же день — 1 апреля — написала жалобу на блог губернатора. В начале мая по почте ей пришел ответ из областного комитета по охране здоровья населения. В нем говорится, что по факту обращения проведена внутриведомственная проверка, в ходе которой установлено, что Александра Григорьевна Смирнова поступила в приёмный покой клиники № 1 в 10.45 утра, а осмотрена хирургом была в 12.10. То есть через полтора часа! И далее указано, что в не ввозные выходные дни «возможно некоторое ожидание»…
Александр АНТОНОВ, руководитель регионального представительства страховой медицинской компании «Сибирь», полисом которой пользуется Смирнова, посоветовал ей написать заявление к ним с просьбой о проверке данной ситуации: «Мы для экспертизы привлекаем независимых специалистов из разных регионов России. Запрашиваем от лечебного учреждения всю имеющуюся документацию по ведению пациента, требуем отчет от непосредственных исполнителей, как проводились лечение и обслуживание. По опыту могу сказать, что в подобных случаях, когда имеют место ошибки в работе медицинских организаций, налагается штраф от 10 тысяч рублей и выше. Возможно, это и не очень большие суммы, но сам факт нашего вмешательства, оценка деятельности врачей экспертами со стороны заставляют клиники менять подходы к работе с пациентами».
* * *
Но кое-что за это время всё же изменилось в Центральной городской больнице. Активная позиция близких Александры Смирновой — обращение в администрацию региона и проведенная вневедомственная проверка, а также, по словам Михаила Юхно, вопросы страховых компаний по поводу загрузки коечного фонда, в том числе и ожоговых мест, заставили учреждение пересмотреть схему приема пациентов в стационары. Теперь всех экстренных больных, включая пострадавших от огня, машины «скорой помощи» отвозят исключительно в дежурную по городу клинику, где в этот день врачей и сестёр достаточно для более оперативной помощи людям.
Интересно, прежде было иначе? Или «Скорая помощь» не была информирована о таком порядке?
источник : novved.ru