с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Онкобольным прервали лечение в связи с борьбой с коронавирусом
08 Апреля 2020 г.

Эпидемия коронавируса заставила вводить экстренные меры и мобилизовать систему здравоохранения, строить новые больницы. При этом многие действующие медучреждения, где лечат людей с другими диагнозами, перепрофилируют под работу с больными COVID-19. Это стало проблемой для пациентов, которые проходили лучевую терапию в Лечебно-реабилитационном центре Минздрава России: 190 онкобольных просто выписали «в никуда». Проблема начала решаться, лишь когда подключились СМИ.

 

КОРОНАВИРУС ВМЕСТО РАКА

О том, что с 6 апреля центр перестанет оказывать медпомощь всех пациентам, кроме тех, кто заразился коронавируcом, стало известно на прошлой неделе. «В связи с временным перепрофилированием Центра для оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 сообщаем о приостановке госпитализации и амбулаторного приема до особого распоряжения Минздрава России», - такое сообщение появилось в группе медучреждения в соцсети Facebook.

Сотрудник справочной службы Лечебно-реабилитационного центра (ЛРЦ) Минздрава России подтвердила эту информацию корреспонденту «Солидарности»: 6 апреля прекратится прием пациентов, лечение будет прервано, а всех госпитализированных выпишут. На вопрос о том, куда обращаться онкобольным, которые проходят лучевую терапию, консультант ответила – по месту жительства, «там направят». Руководство медучреждения было недоступно для комментариев. «Доктора готовят все для работы с коронавирусом», - ответили в приемной.

Корреспондент «Солидарности» отправил запрос в Минздрав, но по состоянию на вторую половину дня 6 апреля ответа не поступило.

«ВЫПИСЫВАЛИ В НИКУДА»

Труднее всего пришлось тем пациентам, в лечении которых очень важна срочность – онкобольным. Из-за перепрофилирования центра лучевая терапия была прервана у 190 больных. Одна из них, Юлия Грачева, рассказала корреспонденту «Солидарности», как она и ее единомышленники защищали свои права на медпомощь.

- Слышала, что Минздрав издал приказ, где было указано, что пациентов должны перевести в другие клиники, - рассказала пациентка. - Переводить нас отказывались. Но в пятницу 3 апреля мы покинули ЛРЦ. По сути, нас выписывали «в никуда». Ссылались на то, что перевод между различными учреждениями невозможен. Но долго ждать мы не можем - мы проходим лучевую терапию. Она должна быть непрерывной. Прерывание курса нивелирует пройденные процедуры и ведет к рецидиву.

По словам Юлии, онкобольных отправляли с формой 057 в другие учреждения, не заботясь о том, есть там места или нет. То есть пациентам, которые уже проходили лечение, пришлось бы стоять в общей очереди. Она в среднем длится несколько недель. Кроме того, в новых учреждениях радиологии пришлось бы заново сдавать все анализы и проходить разметку. Все это еще сильнее затягивает процесс. При этом в онкологии очень важна именно своевременность лечения. Об этом говорят пациенты, это подтверждают врачи – вещь, очевидная даже неспециалисту.

- Максимальный перерыв – две недели, - уточнила Юлия Грачева. - Если больше, то продолжать лучевую нет смысла. Смысл именно в непрерывном получении определенной радионагрузки.

В такой ситуации оказалось почти две сотни больных. Многие из них пожилые. Наиболее активные, кто помоложе, создали инициативную группу из 11 человек. Они попытались привлечь внимание общественности и СМИ, вели переговоры с врачами.

Одна из них – Елена Трусова. Женщина прошла 15 процедур облучения из необходимых 22-х.

– Осталось меньше половины, и на тебе – из-за этого вируса нас выписали «в никуда», - негодует она. – Мы отправляли письма руководству ЛРЦ и в Минздрав с вопросом о нашей дальнейшей судьбе. Но письменных ответов не получили. Была информация, что могут отправить в Балашиху или Подольск. Но туда мне неудобно ездить.

Еще у одной пациентки терапия только началась. Людмила Агафонова прошла лишь три процедуры.

– Надолго прерывать лечение нельзя, - говорит Людмила. – И так долго собирала бумаги, проходила анализы. Не хотелось бы заново все начинать. Подольск так Подольск. Была согласна и на него. Лишь бы куда-то уже отправили. Мне не критично, где лечиться. Лишь бы не прерывали терапию и не заставляли по новой все проходить.

Стоит отметить, что эпидемия коронавируса сказалась и на работе ведущего российского онкологического центра им. Блохина, известного как «центр на Каширке». Из-за выявленной инфекции COVID-19 у одного из сотрудников отделения химиотерапии лечение шести онкобольных прервали. Отделение закрыли на карантин.

– Все больные, которые проходили лечение в этом отделении, изолированы, - прокомментировала руководитель пресс-службы центра Нина Попова. – Другие отделения работают в штатном режиме. Прием и лечение пациентов продолжаются.

ШУМИХА СЫГРАЛА РОЛЬ

По словам пациенток из инициативной группы, руководство ЛРЦ и Минздрав «зашевелились» после того, как появились первые публикации в СМИ, а в адрес Минздрава поступило несколько запросов от журналистов.

– Мне позвонили из ЛРЦ через 15 минут после выхода сюжета на телевидении, - говорит Людмила Агафонова. – Сказали, что нас примут больницы в Балашихе и Подольске. В субботу, 4 апреля нас всех собрали, чтобы обсудить организационные вопросы. Сказали, что в понедельник-вторник позвонят из «принимающих» медучреждений, оперативно туда устроят и продолжат лечение. Мне пока не звонили. Надеюсь, свяжутся со мной в ближайшее время. Слышала, что некоторых уже устроили.

Другая пациентка, Юлия Грачева, подтвердила, что с ней связались по вопросу перевода в другое медучреждение.

- Мне позвонили из Балашихи в пятницу в 21:12 вечера, - сказала Грачева. - Предложили пройти у них облучение. Уже в субботу, 3 апреля, все больные по ОМС из ЛРЦ получили эпикриз и письмо, что им перезвонят из Балашихи или из Подольска и запишут на 6 – 8 апреля. Слава богу, что наконец-то все работает и всех обзвонят. Это и было целью нашей «шумихи». Спасибо СМИ.

По мнению медицинского юриста, директора компании Stibikina & Partners Юлии Стибикиной, неоднозначная ситуация с онкобольными в ЛРЦ возникла из-за бюрократических проволочек.

- Я полагаю, что это чисто организационный вопрос, и кто-то на местах из руководства лечебных учреждений злоупотребляет своими должностными полномочиями, нарушая права пациентов, - считает эксперт. – Приказ, о котором говорят сами пациенты, прописывает, в том числе, порядок перевода в другое медучреждение. Соответственно, пациенты, которые уже получают терапию, должны быть приняты другим учреждением, и терапия должна быть продолжена.

Дмитрий Антипченко

 


источник :  www.solidarnost.org