Реаниматологи указывают на необычную реакцию пациентов с новой коронавирусной инфекцией после интубации. Некоторые предположили, что вирус меняет молекулу, которая транспортирует кислород, что приводит к летальному исходу.
Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) не является причиной массовой гибели тяжелых пациентов с COVID-19. Об этом «МВ» рассказал президент Федерации анестезиологов и реаниматологов России Константин Лебединский, комментируя гипотезу американских коллег, которые указывают на риски интубации в лечении COVID-19.
В частности, реаниматолог Медицинского центра Маймонида (Нью-Йорк) Рубен Стрейер (Reuben Strayer) отмечает в статье для Scientific American, что уровень кислородной сатурации у некоторых пациентов с COVID-19 был низким, но при этом больные не чувствовали дискомфорта.
Коллега Стрейера по центру Маймонида доктор Кэмерон Кайл-Сайделл (Cameron Kyle-Sidell) в интервью порталу Medscape также сообщил, что начал замечать нечто необычное: «Уверен, с этим же столкнулись врачи по всей Америке. Раньше нам не приходилось видеть пациентов с уровнем сатурации около 70%, которые могли бы говорить законченными предложениями, не задыхаясь».
По его словам, еще более необычно то, что после интубации уровень сатурации у этих пациентов резко падал – до 20–30% и даже до 0. В таких условиях можно было ожидать тахикардию, брадикардию, но пульс на это никак не реагировал. «Очень необычно. С таким мы прежде не встречались», – констатировал доктор.
Стрейер признается, что пока никто не понимает, что с этим делать, необычный феномен сбивает с толку, врачи часто полагаются именно на этот показатель – уровень насыщения кислородом крови. Некоторые предположили, что вирус меняет молекулу, которая транспортирует кислород (гемоглобинопатия), что может исказить пульсовую оксиметрию. Кайл-Сайделл сравнивает COVID-19 с горной болезнью, которая характеризуется низкой насыщенностью крови кислородом.
Проблема в том, объясняет Стрейер, что по примеру Китая и Италии американские реаниматологи приняли на веру правило (парадигму) интубировать пациента с COVID-19 как можно раньше. Затем они столкнулись с нехваткой аппаратов ИВЛ и мест в отделениях интенсивной терапии. Была ли это вообще правильная стратегия, задается вопросом Стрейер.
Кайл-Сайделл приводит работу итальянского реаниматолога, доктора Лучиано Гаттинони из Медицинского университета Геттингена, который предполагает, что стратегия лечения острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) у инфицированных коронавирусом пациентов, возможно, неверна. Вероятно, придется внести изменения в протоколы лечения.
По наблюдениям Константина Лебединского, пациенты с COVID-19 действительно демонстрируют необычное и непривычное для реаниматологов «расхождение» между относительно небольшим (до поры!) нарушением общего состояния и глубиной кислородной недостаточности, объемом поражения легких и другими объективными критериями.
«Да, существует термин «вентилятор-ассоциированное повреждение легких» (VALI), о котором мы давно знаем и против которого выработали «легочно-протективную стратегию» ИВЛ. Поэтому проблема нам знакома, но не она является причиной смерти самой тяжелой категории пациентов с COVID-19», – утверждает он.
По словам президента ФАР, нередко врачи, работающие с этими больными, видят совсем другой сценарий: человек, который только что осмысленно говорил, внезапно падает и теряет сознание; пациентка попросила телефон, попрощалась с родственниками – и тут же умерла. «У них было недомогание, они не были здоровы, легкие были тяжело поражены, наши мониторы показывали низкие цифры насыщения крови кислородом. Но сознание и активность действительно не страдали до самого последнего момента. Причина этого пока не совсем понятна, ясно только, что она не в ошибке пульсоксиметров: данные прибора вполне соответствуют объему поражения легких на КТ, а вот субъективная оценка тяжести состояния опытным врачом-реаниматологом не соответствует всем этим объективным данным. И дальше следует «внезапный» финал», – представил картину Лебединский.
Поэтому он рекомендует врачам и родственникам всегда оценивать такого больного объективно, не полагаясь на благоприятное субъективное впечатление. «А причину расхождения мы наверняка поймем в ближайшие месяцы», – обещает ученый.
Шевченко Римма
источник : medvestnik.ru