Правозащитная организация «Зона права» направила премьеру Михаилу Мишустину обращение с просьбой организовать порядок работы медицинских организаций. Сейчас эта задача отдана в регионах на откуп губернаторам. В результате, многие "тяжелые" пациенты, нуждающиеся в неотложном лечении, оказываются на грани жизни и смерти.
Рената из Татарстана - на 34-й неделе беременности. У женщины – заболевание сердца, тахикардия, поэтому наблюдаться до родов и рожать ей показано в специализированной клинике. Однако, приказом № 537 Министерства здравоохранения Татарстана от 31.03. 2020 г. беременным этой республики предписано консультироваться дистанционно. Это уже стало поводом для иронии беременных в соцсетях:
Azilya_yurlina: « А УЗИ как делать? Видимо, подключаешься по скайпу и показываешь все свои прелести?».
Vararedsoul: « Беременным теперь рожать дома? А травмированным – ждать, пока закончится карантин? А людям с хроническими заболеваниями, диабетикам и прочим? Что вы творите???».
Официальный ответ в соцсетях представителя Минздрава Татарстана был краток : « В целях нераспространения коронавирусной инфекции в Татарстане временно приостановлено оказание плановой амбулаторно-поликлинической помощи и прием на плановую госпитализацию в медучреждениях всех форм собственности».
И ведь ни к чему не придерешься. Согласно официальному приказу Минздрава , «все плановые приёмы и операции прекращаются. Все больницы и поликлиники работают только на экстренную помощь». Об этом в ходе заседания оперативного штаба по нераспространению коронавируса заявила вице-премьер – министр труда и соцзащиты РК Елена Романовская. «Приказом Минздрава РФ, кроме прекращения диспансеризаций и профосмотров, прекращаются все плановые приёма и операции», — заявила она, призывая граждан – «не нагружать медиков».
«Не нагружать медиков» вынуждены и онкобольные, и беременные с патологиями, и люди с острой зубной болью…
«Мне сказали, что могут лечить по телефону. Все процедуры и обследования откладываются до 30-го апреля, а мне рожать в мае! Я очень плохо себя чувствую. Сердечные ритмы ребенка не под контролем. Уже зафиксированы отклонения, у меня гемоглобин сильно упал. Выписывают какие-то препараты по телефону – как пальцем в небо. А вот как они на меня и на ребенка подействуют – никого не интересует. У меня до сих пор пол ребенка не определили по узи, обнаружили проблемы с плацентой, выявили сейчас заднее предлежание плода, при котором показано плановое кесарево, а как его делать, если все плановые операции отменены? 21 апреля нужно делать контрольное УЗИ, но в связи с карантином я на него не попадаю. Потом- майские праздники, а у меня срок родов подходит. Уже сейчас все говорят, что они будут тяжелыми. Что мне делать, я не знаю. На специализированную клинику и врача, которая вела беременность, я рассчитывать уже не могу, потому что согласно приказу нашего Минздрава при родах «Скорая» отвозит в дежурный роддом. Сейчас самое тяжелое – это попасть на осмотр к акушеру. Мы пробираемся в женскую консультацию как преступники или воры-рецидивисты. По пропуску мы имеем право отсутствовать дома час. А мне до женской консультации на такси полчаса в один конец, обследование минут 40… В любой момент могут остановить росгвардейцы, оштрафовать или того хуже», - плачет в телефонную трубку Рената.
У Игоря из Бурятии 62-х летняя мама уже вторую неделю мучается от нестерпимой зубной боли. «У нас в городе Гусиноозерске не так уж много стоматологических клиник. Точнее, она всего одна. Обратились туда и получили отказ. Велели звонить на «горячую линию по коронавирусу». Там ничего внятного нам не сказали, велели обращаться в страховую компанию. Из страховой компании нам перезвонили и сказали, что могут прислать «Скорую», чтобы сделать обезболивающий укол. Но лечить не будут», - жалуется Игорь.
Руководитель Всероссийской общественной организации «Лига защиты пациентов» Александр Саверский был резок в выражениях. «Регулирование в здравоохранении сейчас армейское, дурное. Принцип: «Живите как хотите. Если не хотите – не живите». Нормативы, которые действуют сейчас, обычно бывают при режиме ЧП. Но Чрезвычайное положение государство вводить боится, нести за это ответственность никто не хочет. Но по сути-то все меры – чрезвычайные! Вообще, происходящее – это самоубийство для государства. Если в ближайшее время ничего не поменяется, количество трагических ситуаций, в которых виновато государство, будет увеличиваться. Вот вы рассказали мне о проблемах рожениц, которых бросили на произвол судьбы: «как хотите, так и рожайте». А у меня каждый день – сотни сигналов из разных регионах о том, как больным с сердечными заболеваниями не ставят стенты, которые для них – единственное спасение, как прекратили химиотерапию онкологическим больным. Мне все чаще кажется, что у нас фактически действуют принципы военной медицины. Если это так, официально надо объявлять о том, что легких больных мы отправляем на самолечение, все силы бросаем на больных средней тяжести, чтобы спасти как можно больше людей, а тяжелых – не выхаживаем. У нас же до сих пор какие-то трусливые полумеры, и в каждом регионе – своя медицинская власть и свои принципы лечения», - заявил «НИ» Александр Саверский.
В связи со сложившейся ситуацией правозащитная организация «Зона права» направила письмо премьер-министру России, главе координационного совета при правительстве по борьбе с коронавирусом Михаилу Мишустину. Руководитель правозащитной организации Сергей Петряков попросил председателя правительства России установить «единый порядок оказания плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, в стационарных условиях (без ущерба жизни и здоровью граждан) на всей территории РФ в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19». «Сейчас в ряде регионов (Татарстан, Санкт-Петербург и т.д.) по большинству категорий заболеваний пациенты (включая беременных) смогут получить консультацию только в дистанционном режиме или при вызове врача, в том числе узкопрофильного специалиста, на дом. Очевидно, что оказать квалифицированную и своевременную медицинскую помощь всем, кому может грозить ухудшение состояние здоровья (вплоть до летального исхода), в таких условиях будет невозможно», - считает правозащитник Сергей Петряков. - «На глазок», без соответствующего оборудования, которое имеется в больницах, лечить невозможно. По сути, власти предложили пациентам самостоятельно оценивать риски для жизни и здоровья, при которых стоит обращаться к врачам». В «Зоне права» полагают, что отсутствие единого порядка оказания плановой медицинской помощи пациентам в регионах РФ нарушает ст. 41 Конституции России (право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Напомним, что Минздрав на днях широко разрекламировал возможности телемедицины в лечении коронавируса. «Свыше полутора тысяч москвичей с легкой формой коронавируса без осложнений сейчас лечатся на дому. Они строго соблюдают карантин, но при этом постоянно на связи с врачами. Связь эта удаленная — через Интернет», - рапортовали федеральные телеканалы. Оценить эффект такой помощи сложно. Но есть факты. «Очень важно на первом этапе выявить тех, кого следует госпитализировать и взять под контроль. Потому что мы получаем пациентов уже в тяжелом состоянии. Если бы была возможность наблюдать их с самого начала, очевидно, что мы смогли бы избежать экстренных госпитализаций, когда пациент находится в ситуации достаточно безнадежной. Те, кто в итоге умирает, часто прибывают к нам поздно», - заявил в интервью ТАСС зав.отделением инфекционных заболеваний римской больницы «Умберто I» профессор Клаудио Мастроянни.
Поэтому телемедицина и лечение по телефону, равно как консультации рожениц по мобильному – это в какой-то степени сродни воздействию на болезнь посредством заговоров, магии или колдовства.
«Судя по информации, которую дает вице-премьер Татьяна Голикова, эпидемия в России началась примерно с ноября 2019 г. Именно тогда начали фиксировать всплеск атипичных пневмоний на территории России. 4 месяца прошло, а у нас до сих пор масок и антисептиков в аптеках нет! И при этом они пытаются сказать, что чем-то управляют», - недоумевает председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Общественная организация, которую он возглавляет, кстати, присоединилась к письму, которое направила премьер-министру «Зона права».
Ну, а что же Минздрав? Сегодня на сайте этого ведомства появился туманный документ. В нем, в частности нам сообщают : « В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Минздрав России разъясняет, что медицинскими учреждениями всех систем здравоохранения продолжается оказание медицинской помощи гражданам. Экстренная медицинская помощь оказывается в полном объеме и безотлагательно. В то же время… в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н, руководству медицинских организаций рекомендовано рассмотреть возможность переноса сроков оказания плановой медицинской помощи в стационарных условиях».
В общем, если коротко, «помочь особо вам не можем, но вы держитесь».
Ирина Мишина
источник : newizv.ru