Чтобы система лекарственного обеспечения была готова к экстренным ситуациям, при Минздраве целесообразно создать единый ответственный за это координирующий орган, считает депутат Госдумы Александр Петров. Для обсуждения этого вопроса создается специальный экспертный совет межфракционной рабочей группы по совершенствованию лекарственного обеспечения.
Должна появиться взаимосвязанная система лекарственной безопасности, которая «может быть легко выстроена в логику определенных действий на фоне эпидемии», пояснил Петров Vademecum.Предполагается, что координироваться при этом будут не только государственные, но и частные организации.
«Безусловно, управлять этим должна государственная структура, подчиненная Минздраву. У нее должны быть полномочия, позволяющие организовать цепочку государственных органов, научных учреждений, фармзаводов, логистику и доведение до конкретного пациента необходимых лекарств. В этой цепочке должны участвовать и частные фармзаводы, которые в определенных ситуациях должны быть мобилизованы на выполнение государственного заказа. Государство должно создавать запасы лекарств и управлять ими, распределять их по регионам, не допуская дефектуры. Эта структура должна также финансировать госзаказ на разработку определенных групп лекарств. Она будет связана и с создаваемым единым цифровым контуром в здравоохранении», – рассказал Vademecum Александр Петров.
Речь, по словам депутата, не идет о передаче создаваемой структуре полномочий и функций работающих ведомств. Это будет «некий координирующий орган, который оперативно перестраивает систему при быстро меняющейся ситуации и выступает дирижером», отметил Петров.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко предварительно одобрил эту инициативу на «правительственном часе» в Госдуме 13 мая. «Вопрос создания государственного предприятия, Главного аптечного управления или еще что-то – к нему надо приходить, видимо. У меня во всяком случае на это позитивный настрой», – сказал Мурашко. Точно нужно создавать дополнительные резервы по медизделиям, определенным категориям лекарств, указал министр.
Последний руководитель упраздненного в 1998 году Главного аптечного управления, а сейчас президент «Фармимэкса» Александр Апазов поддерживает инициативу. «Я и сам выступал с предложением сформировать мобилизационную составляющую в аптечной системе и здравоохранении. Когда в случае какого-либо катаклизма – военного, природного, техногенного – у заводов, выпускающих необходимые группы препаратов, были необходимые мощности, сырье в резерве», – заявил он Vademecum. Но полномочия по управлению аптечной системой государственной структуре передать нельзя: это не укладывается в рыночные отношения, считает Апазов.
Менять правила работы коммерческих компаний нельзя, согласен вице-президент по работе с госорганами «Фармасинтеза» Олег Астафуров. По мнению Астафурова, целесообразнее не огосударствлять закупки нужных товаров, а создать резервы на базе коммерческих дистрибьюторов. При этом государство будет выделять таким компаниям дополнительные средства на создание, хранение запасов и оборачиваемость, чтобы учитывать их срок годности, вовремя пускать в оборот и заменять на вновь произведенные.
Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина (в 1986-1989 годах работала в Главном аптечном управлении) считает, что главной задачей структуры может стать как раз централизация закупок льготных лекарств: «Давно обсуждается проблема, связанная с тем, что в разных регионах цена на один и тот же препарат может значительно отличаться. Кроме того, ситуация с COVID-19 показала, что на федеральном уровне не понятно, где какие препараты есть, в каком объеме, не отслеживается дефектура».
источник : vademec.ru