В стоматологических клиниках Петербурга до сих пор закрыт плановый прием пациентов. Главный стоматолог города Андрей Яременко считает, что настал момент поэтапно его открывать. Иначе пациенты рискуют оказаться в руках частников, подпольно и зачастую небезопасно оказывающих плановую помощь, а госклиники – растерять ценные кадры и оказаться «на грани катастрофы».
В Петербурге уже более полутора месяцев под запретом оказание всех основных видов плановой медпомощи, в том числе в стоматологических клиниках. Но стоматологи считают, что пора «потихоньку открываться». Стоматологическая ассоциация Петербурга разработала план поэтапного выхода из ограничений. Для кого из пациентов в первую очередь необходимо открыть прием и чем продолжение запретного режима опасно для пациентов и врачей, «Доктору Питеру» рассказал Андрей Яременко, главный стоматолог Петербурга и проректор по учебной работе ПСПбГМУ им. Павлова.
- Андрей Ильич, для каких пациентов надо открывать плановый прием в первую очередь?
- Для тех, кто из-за карантина не успел завершить лечение. Это, к примеру, пациенты ортодонтов. Я считаю, что их прием необходимо возобновить в первую очередь. Это минимальные риски заражения для врачей и пациентов. Кроме того, ортодонтические пациенты нуждаются в регулярном наблюдении и не каждый этап можно останавливать так надолго.
На прием уже пора тем, кто не завершил зубное протезирование – им полтора месяца назад «обточили» зубы под коронки, а теперь их «точит» агрессивная микрофлора полости рта.
Также на первом этапе мы предлагаем возобновить плановую хирургическую санацию для избавления от очагов хронической инфекции и наблюдение пациентов с заболеваниями слизистой оболочки – они в зоне риска развития агрессивных форм рака.
На втором этапе, при более благоприятной эпидемиологической обстановке, мы предлагаем начинать прием новых пациентов - на зубное протезирование, ортодонтию, открывать полноценную хирургическую помощь, имплантацию. И в последнюю очередь – профессиональная чистка зубов, костная пластика и сложные виды стоматологического лечения.
Мы считаем, что уже готовы начать первый этап и можем организовать безопасный прием пациентов. В отличие от некоторых частных клиник, которые фактически «подпольно» работают по полной программе.
- Таких много?
- Десятки. К нам в ассоциацию поступает огромное количество обращений пациентов и стоматологов, которые рассказывают о том, что некоторые частники ведут прием чуть ли не в две смены, причем без средств защиты, без соблюдения социального дистанцирования и так далее. В общем творится полное безобразие. По сути, пациенты идут на свой страх и риск – они давно не получают помощь и пытаются найти её любыми способами. А клиники, в свою очередь, пытаются сохранить коллективы и платить сотрудникам зарплату. К сожалению, реальной помощи от государства стоматологическая отрасль не дождалась – проблемы с окладами, списками пострадавших отраслей экономики.
- А что не так со списками? Стоматологическую практику включили ведь в список отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции.
- Она вошла, но вся беда с ОКВЭДами (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – Прим. ред.). Для многих клиник код 86.23 «стоматологическая практика», включенный в постановление правительства РФ, не является основным. Раньше при регистрации ООО он шел вторым после 86.2 «медицинская и стоматологическая практика». И сейчас этот вопрос достаточно сложно решить.
Государственные клиники оказались даже в худшей ситуации, чем частники, на них вообще не распространяются никакие меры господдержки. Им выплатили авансом небольшие средства из ОМС, но в стоматологии их доля в доходах – лишь 30%. В основном они живут за счет платных услуг и зубопротезирования, средства на которое выделяются из бюджета города. Поэтому дальше тянуть с жесткими запретами нельзя, иначе можно получить новый всплеск заболеваемости, а дисциплинированные клиники - лишить средств к существованию. Тем более что во время оказания неотложной помощи мы накопили хороший опыт по безопасной работе и знаем, как все надо организовать.
- Как вы видите безопасный прием? На пациента в стоматологическом кресле маску не наденешь, а врач практически час работает на очень близком расстоянии.
- Действительно, в этом плане у стоматологов особые трудности. Аэрозоль, образующийся при работе с турбинным наконечником (используется для лечения кариеса, обточки зубов под коронки и виниры – Прим. ред.) или при профессиональной чистке зубов, оседает на стенах, враче, ассистенте, одежде и лице пациента. Эта тактика сегодня опасна. Именно поэтому на первом этапе мы предлагаем не использовать такие наконечники и не разрешать чистку.
В клиниках, работающих честно и правильно, вероятность заражения пациента коронавирусом очень мала. Должно быть понимание о разделении больных на группы по степени эпидопасности, использовании средств защиты, внутренней перепланировке с учетом социального дистанционирования. Кроме того, прием должен вестись обязательно по записи и после разговора по телефону с регистратором – он узнает, нет ли у пациента насморка или кашля, не перенес ли он недавно COVID-19, были ли у него контакты с инфицированными. Если он потенциально может быть источником заражения, то его лечением займутся в конце приема и с особыми предосторожностями.
- А со средствами защиты все в порядке?
- У этого вопроса нет однозначного ответа. Главный вопрос, даже не в их доступности, а в их стоимости. Это была бы главная помощь от государства, которую ждут врачи всех специальностей - решение вопроса с доступностью и стоимостью СИЗ. Иначе, частным клиникам, которые заботятся о здоровье врачей и пациентов, придется закладывать ее в стоимость услуг, а государственным - в тариф ОМС. Как вы понимаете, здесь - дилемма между интересами бизнеса и безопасности.
Знаю, что многие частные клиники приобрели полные комплекты СИЗ для врачей и это тоже гордость Петербурга.
В любом случае, срочное поэтапное открытие - единственное на сегодня правильное решение. Пациенты все равно ищут способ получить медпомощь, как ищут сегодня парикмахеров, специалистов по маникюру и так далее. Если постричь себя еще как-то можно, то со стоматологией этот номер не пройдет.
- Понятно, что пока весь масштаб бедствия не оценить. Но видны ли уже какие-то последствия для стоматологической службы города? Были ли увольнения врачей?
- Мы ожидаем последствий. Если не катастрофических, то близких к этому. Самое главное, чего мы опасаемся – если не начнем прием, растеряем и пациентов и квалифицированных врачей. Когда им станет нечего есть, они уйдут в частные стоматологии, которые продолжают неофициально работать. А в Петербурге, между прочим, одна из лучших, если не лучшая в стране государственная стоматологическая помощь. Но получилось так, что сейчас она оказалась никому не нужна.
- А что сейчас делают специалисты, обычно занятые в плановой помощи?
- Небольшая часть работает по неотложной стоматологии. А остальные находятся в отпусках, как правило, за свой счет или с оформлением простоя. Многие из наших коллег-стоматологов с начала ограничительных мероприятий прошли переобучение и ушли работать в «ковидные» стационары, обсерваторы, а часть стали волонтерами.
Надежда Крылова
источник : doctorpiter.ru