с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Медицина в провинции приказала долго жить
06 Июля 2012 г.

Голикова знала, что в стране не хватает 150 тысяч врачей и 800 тысяч медсестер. И ничего не сделала, чтобы это исправить.20 июля представительная комиссия сразу двух ведомств – Минздрава и Росздравнадзора России – отправится с инспекцией по городам и весям, дабы проверить, как воплощаются в регионах планы правительства по модернизации системы здравоохранения.

Как известно, обновить отечественную медицину решили еще при прежнем руководителе ведомства Татьяне Голиковой. Была даже разработана специальная программа модернизации отрасли на 2011-2012 годы, которая предполагала, в том числе, создание в стране трехуровневой системы здравоохранения.

На первом уровне – первичная и специализированная помощь в непосредственной близости от пациента, второй уровень – муниципальные медицинские центры, и третий – региональные центры с высокотехнологичным оборудованием.

Конечно, требовались немалые финансовые вливания. Но власти не поскупились – на совершенствование системы за два года запланировано было потратить 625 млрд. рублей. Инфраструктуру медицинских учреждений на эти средства собирались обновить на 80 % к началу 2013 года.

Однако за полгода до «часа икс» вдруг выясняется, что проект по модернизации отрасли фактически провалился. Двухлетний план ремонта медучреждений, закупок оборудования и перехода на новые стандарты реализован всего на четверть. Данные эти совсем недавно озвучила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Ранее Счетная палата РФ отмечала, что на реализацию региональных программ обновления системы здравоохранения было израсходовано 59,3 % от запланированных средств, что составляет 177,2 млрд. рублей. А также, что модернизация в ряде областей проводится не в полном объеме и с несоблюдением сроков.

Новый министр здравоохранения Вероника Скворцова увидела здесь даже определенную закономерность:

«Как правило, чем хуже в регионе обстоят дела с заболеваемостью и смертностью граждан, тем хуже ведется работа по модернизации».

 

Правительство, тем не менее, намерено наверстать упущенное и уложиться в график. Профильным заместителям губернаторов уже поручено взять проблему под личный контроль с тем, чтобы до конца года система здравоохранения на всей территории страны была приведена в соответствие с новыми требованиями и нормами.

Реально ли это? И стоит ли вообще так ускоряться? Тем более, что спешка не гарантирует качества? Эти вопросы «СП» адресовала человеку, который много лет лечит людей в небольшой провинциальной больнице, менее чем в 150 км от Москвы. Высказаться врач согласился только на условиях анонимности.

«Искренность для нас, к сожалению, чревата неприятностями, — объяснил доктор свою закрытость. - К модернизации российского здравоохранения отношусь крайне скептически: все нововведения последних лет оказываются либо бесполезны, либо вредны, вот и не торопятся «на местах» с нововведениями. Для модернизации медицины надо 20-30 лет, а нынешняя наша власть, хоть и собирается править бесконечно долго, ждет результатов в течение нескольких месяцев. Но главная проблема российской медицины – отсутствие грамотных врачей и крайне низкий уровень подготовки молодых специалистов».

Скорей всего, с этим согласятся многие. Удручает тот факт, что честная позиция в обсуждении корпоративных проблем для настоящего профессионала теперь может быть «чревата неприятностями».

Заслуженный врач России, руководитель курса новых медицинских технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор Александр Бронштейн к государственному здравоохранению имеет опосредованное отношение. Центр эндохирургии и литотрипсии, который он создал и почти двадцать лет возглавляет, — клиника частная.

«СП»: — Александр Семенович, почему в регионах «пробуксовывает» программа модернизации здравоохранения? Финансирование есть, чего не хватает?

- Может, надо проверить саму программу? Может, проблемы именно в ней? Модернизация ведь включает очень много разных моментов. Это и строительство новых медицинских центров, и закупка современного оборудования, и подготовка кадров. Реально все это сделать за столь короткий срок? Нет, на такое уходят годы. А пока слишком мало времени прошло. К тому же, я не знаю, как вообще регионы могут программу выполнить. Даже если взять, к примеру, всего один ее фрагмент – оснащение новых медицинских центров суперсовременным оборудованием. Регионы, на мой взгляд, просто не могут это осуществить без соответствующего уровня специалистов. Нужно иметь институт подготовки таких кадров, в противном случае эта часть программы может быть провалена. А возможности такие есть только в крупных городах, таких как Питер, Москва, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Томск, Омск.

«СП»: — А правильно ли «укрупнять» медицину? Не лучше ли наладить обслуживание пациентов на местах – в городских, районных учреждениях?

- Одно другому не мешает. Нужно, конечно, строить крупные медицинские центры, закупать, если есть возможность, современное оборудование для них. Но существует разумное правило: сначала прокладывают дорогу, потом строят дом. У нас же все наоборот. В результате ничего хорошего и не получается. Ведь многие высокотехнологические центры фактически простаивают, потому что на том оборудовании, которое для них закупили, никто не умеет работать. Может, пора прекратить закупки дорогостоящего оборудования для тех регионов, где нет специалистов, раз не продумали этот вопрос? Да что регионы… В той же Москве томографы, например, используются максимум в одну смену по той же причине.

«СП»: — Но почему так получается? Профессия врача всегда была престижной, конкурс в медвузы – огромный. Откуда нехватка кадров?

- Престижной, допустим, она когда-то была. Сейчас – нет. Сейчас каждый третий выпускник медицинского вуза не идет работать по специальности. И все это связано с недофинансированием и нищенской зарплатой. Молодые люди заканчивают институты, обзаводятся семьями, рождаются дети – один, двое, трое. Но как они могут прокормить семью, если стартовая зарплата специалиста – 4,5-5 тысяч рублей? Чтобы не умереть с голоду, молодой врач должен работать на две или две с половиной ставки. Только тогда он может заработать около 20 тысяч рублей. Но ведь и на эти деньги не везде проживёшь. Поэтому, к сожалению, молодые юноши и девушки не хотят сегодня становиться медиками. Конкурсы в медвузы с каждым годом все ниже. И если так будет и дальше, то у нас, я думаю, желающих лечить людей вообще не останется.

«СП»: — Как понять тогда рапорты Минздрава, что средняя зарплата врача в этом году выросла с 25 до 32 тысяч рублей, а среднего медперсонала – с 15 до 17 тыс. Чиновники лукавят?

- Думаю, что да. Зарплата врача в Москве и ряде других крупных городов действительно составляет где-то 25-30 тысяч. Но в целом-то по стране ситуация плачевная. Так что цифры, о которых говорят чиновники, мне непонятно, откуда взяты. Россия вся в эти цифры не лезет. В Москве – да. В России – нет. Спасибо Голиковой. Ведь посмотрите: шесть лет Татьяна Алексеевна была министром, а перед тем как уйти со своего поста, она вдруг объявила, что у нас не хватает 150 тысяч врачей и 800 тысяч медсестер. Где же ты, спрашивается, была все эти годы? Вот риторический вопрос: почему заранее не подумали об этом? У нас же трагедия не только в том, что мало врачей. Трагедия – нет почти так называемых узких специалистов. У нас вы не найдете детского гастроэнтеролога, аллерголога, окулиста – это вообще страшнейший дефицит в нашей стране. А будет только хуже, вот ведь, в чем ужас. Остается только уповать на то, что новое руководство российским здравоохранением все же проявит и волю, и здравый смысл, чтобы изменить положение дел.

 



источник :pharmapractice.ru

вернуться в раздел новостей