В пятницу, 26 июня, Председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Морозов принял участие в заседании коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2019 году и задачах на 2020 год», выступив с докладом на тему «Законодательное регулирование охраны здоровья граждан в 2019-2020 гг.».
Законодательное регулирование охраны здоровья граждан в 2019-2020 гг.
13 мая в Государственной Думе состоялся первый «правительственный час» в этом году – он был посвящен «Охране здоровья граждан в период эпидемии» и парламентарии обсудили доклад М.А. Мурашко, единогласно в итоге поддержав Министерство здравоохранения. С этого мне бы хотелось начать свое выступление.
Действительно, сегодня мы обсуждаем итоги работы 2019 года, но уже сквозь призму первого полугодия 2020 года, опыта функционирования системы в экстремальных условиях и новой реальности.
В комитете Государственной Думы по охране здоровья активно работали все подкомитеты, 12 экспертных советов, 14 рабочих групп. В 2020 году дополнительно мы организовали «Рабочую группу по законодательному обеспечению охраны здоровья в период эпидемии».
Ряд ключевых позиций 2019 года
2019 год для всех нас прошел под эгидой Национального проекта и задач, связанных с ним, акцентов на первичную медико-санитарную помощь и онкологию. Ключевыми стали Послания Президента Федеральному Собранию, поручения по итогам Госсовета в Светлогорске и Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Президент России В.В. Путин 6 июня Указом № 254 утвердил Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.
Государственная Дума в 2019 году приняла 32 федеральных закона по охране здоровья, наш комитет провел 16 круглых столов и парламентских слушаний на самые актуальные темы, в том числе в Тамбовской, Волгоградской и Сахалинской областях, Республиках Саха(Якутия) и Татарстан.
В части важнейших законодательных изменений организации оказания медицинской помощи я бы подчеркнул введение нового нормативного регулирования паллиативной помощи. Были решены проблемы обезболивания, лечения на дому за счет ОМС, взаимодействия медицинских и социальных служб. Под председательством В.В. Володина Государственная Дума провела большие Парламентские слушания по этой проблеме с участием Министра здравоохранения, всех субъектов РФ. Немаловажными стали законы о посещении пациентов в реанимации, обеспечении эффективной работы международного Медицинского кластера, особенностях лицензирования медицинских организаций Крыма. Вместе с комитетом по обороне мы регламентировали Медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ.
Разумеется, принципиально важным является финансовое обеспечение здравоохранения. Осенью 2019 года в бюджет 2020-2022 гг. заложено от 4 трлн 90 млрд до 4,4 трлн (с ростом +20%), включая новые позиции лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями после ВМП, 85 региональных программ борьбы с онкологическими заболеваниями (969 млрд. рублей), федеральное финансирование 2 орфанных заболеваний (апластическая анемия неуточненная и наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), инвестиции 153 объектов (из них 62 новых) – Рязанская, Тверская, Воронежская, Тульская, Смоленская и Мурманская области, Краснодарский край, Республики Крым и Саха(Якутия) и многое другое. Финансирование федеральных проектов было в приоритете – 1,7 трлн. руб. до 2024 года.
Совершенствование лекарственного обеспечения в стране потребовало существенных законодательных новелл: государственного регулирования цен на лекарства с возможностью роста 1 раз в год и снижения вслед за снижением цены в референтных странах; упорядочения регистрации фармацевтических субстанций, разрешения культивирования наркосодержащих растений, а также ввоза конкретной партии незарегистрированных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для конкретных пациентов. Мы приняли законы о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, переносе сроков маркировки лекарств на 1 июля 2020, важнейший – о Социальном налоговом вычете на лекарства.
Не могу не отметить принятый федеральный закон об Организации отдыха и оздоровления детей, в котором мониторинг и контроль касаются, в том числе, охраны здоровья детей. Комитет работает над законопроектом о «школьной медицине», здоровьесберегающем учебном процессе. Подчеркну – у нас впервые появился отдельный Федеральный проект по детскому здравоохранению.
Большое внимание мы уделили законодательной защите врачей, завершив работу над законами об административной и уголовной ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника, непредоставление преимущества машинам «скорой помощи». Осмысление прав и обязанностей современного врача, медицинской помощи и услуги, «врачебной ошибки» стало предметом постоянной работы экспертов комитета, круглых столов «Медицина и право. Врач и пациент», «Хирургия – зона профессионального и юридического риска». Над этой проблемой мы работаем вместе с Национальной Медицинской Палатой.
В 2019 году были сняты возрастные ограничения участия в программе «Земский доктор», принят закон о «Практической подготовке обучающихся». В кадровой политике последовательно придерживались исполнения поручения Президента о целевой подготовке, в том числе в ординатуре.
Совместно с министерством, и здесь я хотел бы поблагодарить В.И. Скворцову, мы провели большую работу по мониторингу реализации Национального проекта «Здравоохранение», организовав в 2019 году Общественные обсуждения в Федеральных Округах, субъектах Арктической зоны РФ. А также - реализации Госпрограммы «Здравоохранение» (круглый стол в Тамбове). Важнейшими стали дискуссии при посещении Республики Саха(Якутия), когда стала очевидна необходимость осмысления современных финансово-организационных моделей здравоохранения.
Законодательное регулирование COVID-19
Окончание 2019 года ознаменовалось эпидемией COVID-19. Разумеется, требовались новые законодательные решения, и в кратчайшие сроки мы все вместе провели необходимую законотворческую работу.
В сфере охраны здоровья - уже в феврале были приняты решения о полномочиях Правительства мониторировать и ограничивать цены на медизделия и необходимые лекарства, ужесточена ответственность за распространение некачественных и фальсифицированных лекарств через интернет.
Затем Правительство наделили правом устанавливать особенности обращения и госрегистрации лекарств и медизделий в условиях эпидемии, ограничивать оптовую и розничную торговлю ими.
Важным стали полномочия устанавливать особенности реализации базовой программы ОМС, в том числе формирование страхового запаса ОМС на финансовое обеспечение переподготовки врачей, ремонта оборудования, компенсации недополученных доходов медорганизациям. Целый блок законов устанавливал ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, новых регламентов.
Важнейшей законодательной новеллой стала возможность дистанционной торговли лекарственными препаратами, причем на период эпидемии - и рецептурными.
В целом, законодатели регламентировали право Правительства устанавливать особенности организации всей медицинской помощи в ситуации угрозы распространения заболевания.
Рабочая группа комитета провела несколько заседаний, ежедневно взаимодействуя с Министерством здравоохранения, формулируя предложения депутатов и наших коллег из регионов. Благодарны М.А. Мурашко и его команде за сотрудничество, за включение нас в работу над Временными клиническими рекомендациями лечения COVID-19.
За это время мы неоднократно обращались и в Правительство Российской Федерации, в том числе к Председателю Правительства М.В. Мишустину, предлагая наши решения в текущий момент и на перспективу. Здравоохранение 2020+, охрана здоровья в постэпидемический период должны учесть накопленный клинический и организационный опыт.
Законодательные перспективы развития здравоохранения после эпидемии
В оставшееся полугодие 2020 года и в последующем мы бы хотели уделить внимание ряду позиций, которые депутаты представили в ходе правительственного часа:
1. Финансирование. Действительно, многое решено и в рамках Нацпроекта и дополнительно. Но – никуда не делась просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций – свыше 14 млрд рублей. Надо найти решение этой проблемы.
2. Организация здравоохранения. Необходимо внести изменения в Госпрограмму и Нацпроект «Здравоохранение». Комитет по охране здоровья готов, при этом поддерживает воссоздание вертикали власти в здравоохранении, как минимум - согласование региональных министров. Такое поручение звучало на Госсовете.
3. Законопроект «О биологической безопасности РФ» - с учетом новых реалий надо ускорить согласования и принять этот важный закон.
4. В этой связи обращаем внимание на законопроекты, касающиеся вакцинации. Круглый стол комитета «Вакцинация. Как избежать эпидемии?», прошедший в апреле 2019 года, последующие Парламентские слушания убедили в необходимости не только расширять национальный календарь прививок, но и проводить большую организационную работу, формировать Доклад по Вакцинации, создать Совет при Министерстве. Сейчас в Госдуме находится законопроект о расширении бесплатной иммунизации в частных медицинских учреждениях.
5. Частную медицину надо задействовать более эффективно, используя для государственных задач ее ресурсы и инвестиции (и в рамках ГЧП, и заказом ОМС с четким контролем).
6. Следует закрепить в законе новые возможности телемедицины, искусственного интеллекта. Успешная практика г.Москвы, Республики Татарстан, Московской области и других субъектов тому свидетельство. Важно завершить формирование личных кабинетов пациентов, подключение всех больниц к интернету. Следует быстрее перейти на полный электронный документооборот. Просим поддержать наши законопроекты, в том числе по дистанционному медосмотру водителей.
7. Законопроект о регистрах льготников принят в двух чтениях. Не могу не поблагодарить председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, вице-премьера Т.А. Голикову за внимание к лекарственному обеспечению орфанных пациентов. Спасибо Президенту за решение об отдельном финансировании лечения этих детишек.
8. Важно усиление профессиональных НКО, саморегулирования медицинской деятельности. Просим поддержать подготовленные изменения в законодательстве по правам врачей, трактовке «врачебной ошибки», участии в экспертизе неблагоприятных событий профессиональных ассоциаций врачей. Врач не может не быть членом профессиональной ассоциации.
9. Считаем важнейшим продолжить адресную поддержку ученых, совершенствование материально-технической, лабораторной базы - объединение университетской, академической и ведомственной науки.
10. Эпидемия, необходимость сохранения экономики, определили потребность в новой концепции современной производственной медицины, развития профпатологии, равноправном участии медиков в управлении производственными процессами.
11. Просим Правительство поддержать законопроект об упрощении процедуры получения информированного добровольного согласия при оказании скорой помощи. Надо завершить закон об использовании дефибрилляторов и расширенной первой помощи, которую могут оказывать медработники с использованием лекарств, а также - регулирование оказания первой и медицинской помощи на транспорте.
12. Вместе с совершенствованием целевой подготовки врачей, работы НМО, в том числе дистанционной, считаем необходимым уделить максимум внимания увеличению приема в медицинские колледжи, воспитанию грамотных фельдшеров.
13. Следуя поручениям Президента, необходимо сформировать новую отраслевую систему оплаты труда медиков, предусмотреть дополнительное финансирование. Считаем важным закрепить социальные льготы отдельным специалистам – реаниматологам, сотрудникам скорой помощи, инфекционных отделений. Предусмотреть возможность предоставления жилья медицинским работникам по договорам социального и служебного найма с последующей приватизацией.
14. Президент продлил выплаты стимулирующего характера на июль и август. Необходимо их довести до каждого в полном объеме. Предлагаем распространить их помимо фельдшеров на медсестер и акушерок.
Многое требует завершения – антитабачный блок законопроектов, организация межрегиональных центров специализированной помощи детям, включая детскую онкологию, профилактика йодного дефицита, концепция общественного здравоохранения, охрана психического здоровья. Следует развивать медицинские университеты, повышать их финансирование, в том числе финансирование федеральных клиник. Важна адресная поддержка фундаментальной и прикладной медицинской науки.
Уверены, что здравоохранение сегодня обязано сделать качественно новые шаги на пути развития. «Больницы России» - должны стать стилем качества, доступности медицинской помощи.
Работая в одной команде, хочется поблагодарить всех медиков, пожелать Министерству, М.А. Мурашко, всем коллегам в нашей любимой Родине, успехов. Благодарим вас!
источник : www.er-duma.ru