Согласно данным Следственного комитета РФ, здравоохранение вошло в тройку самых коррумпированных сфер. Оно занимает второе место по уровню коррупции после правоохранительной системы. На третьем месте — образование.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Гайдпарк опрос по теме «Как лучше бороться с коррупцией в здравоохранении».
Результаты опроса по теме «Как лучше бороться с коррупцией в здравоохранении»
Вариант ответа | Число участников опроса, давших положительный ответ | % участников опроса |
---|---|---|
Снимать взяточников на камеры | 51 | 6% |
Повысить конкуренцию в сфере здравоохранения за счёт развития частной медицины | 102 | 11% |
Повысить доходы работникам здравоохранения | 207 | 22% |
Подбрасывать взяточникам меченые купюры | 306 | 33% |
Трудно ответить | 75 | 8% |
Свой вариант ответа | 183 | 20% |
Приводим самые интересные комментарии к опросу:
Юлий Прозвицкий:
Я врач, работал в советское время, сейчас на пенсии. Считаю страховую медицину главным виновником развала здравоохранения. Напомню, что советская система бесплатной медицина была одной из лучших в мире. Сейчас она в определённой степени сохранилась в Белоруссии и на Кубе (причём кубинская система здравоохранения ныне считается лучшей в мире). Недостатки были и в советское время, но столько нахлебников в здравоохранении, сколько сейчас, не было никогда. Прежде всего, это страховые организации, берущие себе основную часть выделяемых на «бесплатную» медицину средств. Затем – огромное количество менеджеров, бухгалтеров и прочих немедицинских работников, получающих огромные в сравнении с медиками средства.
Кроме того, это руководящий состав лечебных учреждений, раздутый до невозможности и получающий кроме гигантской зарплаты ещё и различные незаконные доходы (взятки, откаты и пр.); сюда же относится немалая орда любимчиков, получающих значительные добавки к зарплате. А рабочим лошадкам – врачам, медсёстрам, санитаркам – остаются гроши. Вот они и пытаются извернуться – принимают подношения, взятки, работают на 2 и более ставки (хотя это уже не работа, а симуляция работы).
Роберт Левченко:
Совершенно, верно. Нужно уменьшать издержки здравоохранения, тогда и простым труженикам хватит на достойную зарплату. К примеру, сколько получают врачи в Штатах, в Германии или Швейцарии? Проводить аудит в системе здравоохранения. Деньги утекают как в песок. Уменьшить ненужное бумаготворчество, придуманное неумелыми управленцами. Почти всё это прописано во Всемирной хартии врачей. Но нет, мы будем строить свое «самобытное» здравоохранение. Возникает ещё один лукавый соблазн, на базе бюджетных ЛПУ оказывать платные услуги. Т.е. за счёт налогоплательщиков получать незаконную ренту. И эта «раковая» опухоль дает метастазы по всей стране. Частное должно быть частным, государственное – государственным.
Владимир Наточий:
А мне вот интересно, коробка конфет и бутылка, скажем, коньяку – это взятка или нет? И где границы между взяткой и благодарностью? Даже не знаю. Вот я, как врач, всегда беру то, что мне приносят. Но ничего не требую. Кроме тех случаев, когда я кого-то из пациентов отправляю к классному специалисту на «позвоночную» консультацию, в этом случае, да, позволяю себе намекнуть людям, чтобы отблагодарили доктора, к которому я направляю. Чтобы в следующий раз коллега меня не послал куда подальше, когда я попрошу его кого-то посмотреть. И ещё. Обычно у докторов есть некоторые табу. У каждого коллектива свои правила, но обычные – не брать со своих коллег (мир тесен), не брать с людей, которым я заведомо не смогу помочь (бог – не фраер). А остальное – почему юрисконсульт (водитель, сантехник, чиновник и т.д.) не считают обидным брать деньги за свой труд, а я что, должен быть святее ангела?
Евгений Айолло:
Этот рейтинг коррупционеров – от лукавого. Один откат чиновника средней руки в среднего размера в городе – покроет по количеству денег – всё, что дано всем врачам в этом городе. И где чиновники среди взяточников? Их нет. А много ли дворцов и коттеджей у врачей и учителей? За что могут дать взятку врачу? За фальшивый лист нетрудоспособности? За госпитализацию, при отсутствии показаний к ней? Так это не взятка – это уголовное преступление. Если врач берёт деньги просто за свою работу, которую он обязан делать, то это должностное преступление. Если пациент после окончания лечения отблагодарил врача (без просьбы с его стороны) за хорошо проделанную работу, то, конечно, дело чести от такого (денежного) подарка отказаться. А если врач живёт где-то в маленьком городе, зарплата меньше 10 тысяч рублей, а маленькие дети есть хотят, то он – берёт. И благодарный пациент, передав меченые купюры, идёт с горящим взором в полицию. И врач, в лучшем случае, получает условный срок и лишается права работать в медицине. В Москве ОБЭП занимается «подставами» – засылает «казачков» с мечеными деньгами. Мой коллега травматолог так попал, будучи невиновным – подложили деньги. На суде ничего не смог доказать и получил 3 года условно и 5 лет лишения любой медицинской деятельности. Сейчас работает на протезном заводе. Интересно, что к нему на рабочее место приходят судебные приставы – проверяют, не консультирует ли он ортопедических больных, это ему даже бесплатно запрещено.
Николай Соколов:
Следственный комитет вводит общество в заблуждение свой статистикой, распределяя ранжир коррупции по количеству зафиксированных актов коррупции (в основном коробка конфет и бутылка, в благодарность врачу или учителю). Следовало бы оценивать реальную коррупцию по объемам финансовых средств. С врачами и учителями, конечно, бороться удобней, чем с госчиновниками.
Евгений Дьяченко:
Как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой деревне, так и нельзя победить коррупцию в отдельно взятом ведомстве. Можно сколько угодно проклинать и ругать Сталина (да и Ленина заодно), осыпая мёртвого грязными ругательствами, но никто не может заявить о миллиардах Сталина в оффшорах и зарубежных счетах. А не может потому, что их у Сталина не было. А у нашего президента есть. И у премьера есть. И у министра обороны есть. И у всех министров, генеральных прокуроров и их починенных, у всей кремлевской челяди – есть. А поскольку этих миллиардов долларов они честно заработать никак не могли, они их украли. То есть, мысль-то какая? Власти предлагают бороться с коррупцией где-то там, далеко и непонятно где, на уровне учителей и врачей. Но саму власть трогать нельзя. А посему борьба с коррупцией в России при существующей власти лишена перспектив.
Светлана Тулупова:
Надо повысить зарплаты врачей так, чтобы он держался обеими руками за эту работу, чтобы её не потерять! А систему контроля полностью изменить, существующая система абсолютно не отражает, кто как работает! Я сама участковый врач с большим стажем и могу сказать, что мои коллеги бегут с работы не только потому, что денег мало платят (у нас в Ростове платят участковым врачам 15 – 16 тысяч рублей), но и для того, чтобы навсегда уйти от унизительных проверок, когда с тобой, ни в чём не считаются, просто тупо требуют то, что положено по каким-то приказам, всё должно быть «тютелька в тютельку», иначе – штрафы. Проверяют каждую букву, каждую цифру, а сейчас выходит много новых законов, их не всегда успеваешь узнать, а уже на тебя штраф за его невыполнение! Короче, я жду – не дождусь, когда уйду на пенсию, ни за что работать не буду после нее! А ведь спокойно могла бы ещё лет 10 поработать, если буду жива-здорова, конечно! А приказы, которые выходят в большом количестве, в основном, неправильные, невыполнимые или абсолютно бесполезные, непонятно, кто их вообще придумывает и для чего!
Добавим, что опрос проводился с 1 по 8 июля. В нём приняли участие 924 блогера, оставивших 250 комментариев по теме опроса.