Член комитета Госдумы по охране здоровье Татьяна Цыбизова выступила с инициативой о приравнивании программы суррогатного материнства к медицинской помощи. Сейчас договор на данную технологию можно заключить только через юридическое агентство – в связи с этим он является двусторонним (заключается между суррогатной матерью и потенциальными родителями) и не предполагает медпомощи.
«Практически все европейские страны внесли запрет на эту технологию. <...> Мы понимаем, что ее надо сохранить, но исключительно как медицинскую помощь и регламентировать от и до, под контролем и надзором государства, для того, чтобы никогда больше не прозвучали обвинения в плане торговли детьми, или о чем мы иногда читаем, что вообще на органы рожают. Вот чтобы это было все исключено, нужно понимать, что государство это четко регламентирует», – отметила Цыбизова.
Она также заявила, что необходимо защитить и медицинские учреждения, а также врачей, которые работают с суррогатными мамами. В связи с этим важной задачей является доработка законов и уточнение некоторых пунктов, которые не оставляли бы повода обращаться в суды.
«Поэтому мы сейчас достаточно активно занимаемся этим законопроектом, буквально в конце октября у нас будет очень серьезное мероприятие с привлечением экспертного сообщества, ассоциации репродуктологов, юристов и адвокатов – и тех, кто защищает позиции суррогатных матерей, и тех, кто защищает позиции генетических родителей», – уточнила Татьяна Цыбизова.
Директор НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Геннадий Сухих в июле заявлял, что программы суррогатного материнства в стране должны быть обязательно сохранены, но сосредоточить их следует на государственных клиниках.
Сейчас продолжается расследование уголовного дела, которое было возбуждено в январе 2020 года по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) после обнаружения в одной из квартир в Московской области тела новорожденного мальчика. После этого к эпизоду добавилась ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми).
В уголовном деле восемь фигурантов: эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, менеджер Валентина Чернышова, акушер-гинеколог роддома №3 Лилия Панаиоти, юрист Роман Емашев, переводчик Кирилл Анисимов, генеральный директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников и гендиректор «Росюрконсалтинга» Константин Свитнев. Почти все из них сейчас находятся под стражей.
Всего в деле насчитывается порядка 11 эпизодов начиная с 2014 года. Каждый из них связан с программой суррогатного материнства по заказу граждан Филиппин. Новорожденные до выезда из страны находились «под присмотром нанятого лица в арендованной квартире», стоимость одной программы составляла от 3,5 млн рублей.
В начале сентября сразу два фигуранта уголовного дела – менеджер компании «Росюрконсалтинг» Валентина Чернышова и юрист Роман Емашев – заключили сделку со следствием и дали признательные показания. Защита обвиняемых считает, что на такой шаг они пошли из-за предложения следствия по изменению меры пресечения с содержания в СИЗО на более мягкую.
источник : АГН «Москва»