- Конечно, это в высшей степени правильная идея, мы в нашей организации потратили без малого восемь лет на ее формирование и продвижение. И в данном случае заявление властей о готовности законодательно ее внедрять не является популизмом или фантастикой. Кстати, Дмитрий Анатольевич сформулировал ее практически нашими же словами, за исключением, разве что, слов о лекарственном страховании.
У нас гарантировано Конституцией право граждан на доступную медицинскую помощь, но почему-то при этом не гарантировано лекарственное обеспечение этой помощи. Хотя это, казалось бы, само собой разумеется, ведь медицинская помощь без лекарственных препаратов нереальна. И еще: из Закона об обязательном медицинском страховании следует, что в тариф ОМС, рассчитанный на основе стандарта, уже включена стоимость лекарственных препаратов, причем не только при лечении в стационаре, но и при амбулаторном лечении. То есть соответствующая правовая конструкция уже есть, однако она почему-то до сих пор так и остается конструкцией, не становясь полноценным «зданием».
Я и мои коллеги считаем, что признание лекарственного обеспечения частью тарифа ОМС станет единственно правильным шагом со стороны государства. Хотя только признание не решит задачи собственно обеспечения лекарственными препаратами: сделать декларативное заявление – это одно, а найти под это соответствующие деньги – совсем другое. Хотя следует отметить, что речь идет о совсем не запредельных деньгах. К примеру, консолидированный бюджет здравоохранения на следующий год составляет 5 триллионов рублей, и из них на лекарства по списку ЖНВЛП понадобится не так уж и много – около 750 миллиардов.
Однако полноценную систему лекарственного обеспечения, даже при наличии необходимых средств, невозможно создать без принятия закона о таком обеспечении. При этом подобный закон следует федерализовать, то есть закупки по нему проводить на федеральном уровне – тогда цены на лекарства, по моему мнению, упадут в разы.
Подобный закон будет иметь серьезный экономический профит, причем не только в результате снижения цен, но и в результате сбережения здоровья граждан. Это стратегическая инвестиция, масштабы которой не всем очевидны и не всегда адекватно оцениваются. К примеру, человека вовремя обеспечили бесплатным препаратом для нормализации артериального давления. Что происходит в результате? У него (с большей долей вероятности) не будет инсульта, он не вызовет скорую, не попадет в стационар, не получит инвалидность и, соответственно, не будет получать по ней пенсию, но самое главное – он продолжит производительный труд. Мы привыкли оценивать в деньгах именно труд, то есть продажу рабочей силы, но не саму возможность трудиться, а ведь именно в ней заключается потенциал экономического развития.
Конечно, реализации этого потенциала будут способствовать и другие факторы национального здоровья, рационально управляемые государством – здоровый образ жизни, охрана труда, экологическая безопасность, снижение стрессогенности и прочее. Но гарантированное лекарственное обеспечение медицинской помощи займет в этом ряду, пожалуй, центральное место.
Иван Орлов