с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Финансист рассказал о связи пандемических облигаций Всемирного банка с пандемией COVID-19
29 Октября 2020 г.

Некоторые специалисты обратили внимание на, как им кажется, излишнюю одиозность при подаче информации о текущей ситуации по распространению коронавируса. Что, по их мнению, может говорить о заинтересованности определенных кругов – как в отдельных странах, так и в мире в целом, в «раздувании» сложившейся ситуациию.

 

Так, в «Декларации против паники и массового ограничения прав», автором которой выступил президент общественной организации «Лига защитников пациентов», член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Саверский, нынешний процесс именуется «инфодемией». По определению ВОЗ, инфодемия – это избыток информации, а также преднамеренные попытки распространить ложную информацию. Ее последствиями считаются причинение вреда физическому и психическому здоровью людей, плохая работа общественного здравоохранения, а также отказы людей от тестирования и иммунизации.

Среди прочего в декларации делается предположение, что пандемия может быть выгодна заинтересованным международным организациям, которые зарабатывают на этом деньги. В качестве примера приводится тот факт, что еще в 2017 году Всемирный банк разместил так называемые, «пандемические облигации». При этом, указано в тексте документа, мог быть создан «круг лиц, заинтересованных в создании и раздувании паники».

Кроме того, как отмечается в декларации, миллиарды людей в этой ситуации выступили источником дохода для крупных корпораций (производство и утилизация средств индивидуальной защиты, лекарств, вакцин; создание и внедрение платформ для удаленных способов работы и обучения; и т.д.). А государства якобы получили возможность пополнять бюджеты за счет штрафов.

В 2017 году в СМИ появилась информация о том, что Всемирный банк разместил «пандемические облигации» на $322 млн. Предполагалось, что данные средства должны пойти на помощь бедным странам, которые столкнутся с инфекционными заболеваниями. Облигации выпускались на три года, что, с учетом начавшейся именно в 2020 году пандемии коронавируса, добавляет очков в копилку сторонников конспирологических теорий.

Как тогда рассказал начальник отдела деривативов и структурного финансирования Всемирного банка Майкл Беннетт, в случае вспышки заболевания часть вырученные средства поступят в Фонд экстренного финансирования для борьбы с пандемией (PEF). Таким образом, инвесторы должны были выступить в качестве страховщиков.

Тогда же аналитики отмечали, что инвестиции в PEF имеют повышенный риск, поскольку инвесторы могут потерять деньги в случае, если начнется масштабная эпидемия и средства будут направлены на борьбу с ней, а предсказать развитие эпидемии очень сложно.

В то же время, как рассказал корреспонденту «Московской газеты» финансист, руководитель блока инвестиционных продуктов «Открытие Брокер» Антон Шабанов, попытки обвинить Всемирный банк в участии в некоем заговоре и получении выгоды в данной ситуации выглядят бредовыми.

«Эти утверждения не выдерживают никакой критики. Во-первых, потому что объемы пандемических облигаций ничтожно малы (в рамках общей экономики). Может быть, кого-то могло насторожить слово «пандемические», но в этом тоже нет ничего странного – так называемые «облигации катастроф» существуют уже давно и они бывают разных типов. Поэтому едва ли они могли выпускаться с прицелом на происходящее сейчас. Как правило, они заточены под какую-то конкретную эпидемию. И должны сработать именно в случае ее наступления», — рассказал эксперт.

Действительно, первый транш Всемирного банка с доходностью 6,5% + полугодовой долларовый LIBOR должен был покрыть пандемический грипп и атипичную пневмонию, второй транш (11,1% + LIBOR) был рассчитан на разные виды лихорадок, включая лихорадку Эбола.

Объясняя систему выплат, Шабанов отметил, что в случае, если никакой пандемии не происходит, банк выплачивает держателем облигаций дивиденды. И наоборот, если пандемия все же случается, то, соответственно, тогда уже держатели акций теряют часть своих средств.

Отметим, в период пришествия первой волны пандемии в марте этого года сообщалось,что инвесторы потеряли большую часть номинальной стоимости облигаций. Суммарная выплата составила порядка $196 млн. (по облигациям и свопам, которые были выпущены одновременно). Основная часть держателей акций базировалась в Европе и США.

«Так как подобных акций выпускается множество, — продолжает финансист, — а предугадать пришествие какой-либо конкретной пандемии очень сложно, то невозможно утверждать, что кто-то мог бы специально предпринимать какие-то действия для развития данной ситуации с коронавирусом. То есть, обвинять в этом Всемирный Банк — просто бред. Вот возьмем, к примеру, другую ситуацию — за последний год у нас упало производство автомобилей и, по мнению некоторых, это произошло потому, что страховые компании не хотят выплачивать страховки в случае, если будет наезд на пешеходов. Ну, то есть берется два факта и между ними пытаются вычислить какую-то корреляцию.

В случае с пандемией Всемирный банк даже не почувствует каких либо колебаний в объеме своих расходов и доходов. С другой стороны, не могли как-то немыслимо обогатиться и держатели облигаций, так как доходы по облигациям, как правило, ограничены определенным процентом. Так как эмитенты заранее страхуют все риски. Да и среди приобретателей этих облигаций нет каких-то крупных игроков, которые могли бы влиять на мировую ситуацию», — считает Шабанов.

В то же время, определенные бенефициары в ситуации развития пандемии все же есть:

«Посмотрите на историю — крупные капиталы всегда создаются именно в кризисных условиях. Кто-то угадывает какие-то тренды, вкладывается и на этом хорошо зарабатывает. В те же девяностые годы в России таким образом создавался наш первый частный капитал. Недаром же говорят, что кризис в экономике — это время возможностей.

Вот и нынешнее положение в экономике и на финансовом рынке позволяет приумножить свой капитал, вкладываясь в период падения с расчетом на будущее рост. Это и вложения в какие-то перспективные компании, которые сейчас снизились в стоимости на фоне происходящего, это и непосредственно вливания в то, что пользуется спросом уже сейчас. Вот в данный момент, в качестве наиболее наглядного примера можно привести производителей масок и антисептиков. Я уже не говорю о таких серьезных игроках, как производители лекарств и разработчики вакцины от коронавируса», — заключил Шабанов.

Добавим, что о необходимости иметь свободные средства на случай пандемии Всемирный банк задумался еще в 2014 году. Тогда, напомним, в африканских странах свирепствовала лихорадка Эбола. Число заболевших составило 28 тыс. человек, из которых погибли 11 тыс. Экономический ущерб оценивался в $2,8 млрд.

Денис Калугин

 


источник :  mskgazeta.ru