В российских аптеках скуплены все лекарственных препараты, которые используются для лечения новой коронавирусной инфекции. Практически невозможно найти рекомендованные антибиотики, антивирусные препараты и витаминные комплексы. Дефицит привёл к массированному негативу в сторону аптекарей, которых и обливают зелёнкой, и угрожают заразить COVID-19. «Октагон» разбирался, когда ждать пополнения аптечных полок и где пациенты сейчас находят дефицитные препараты.
Резкий подъём спроса на так называемые ковидные препараты на розничном рынке начался с последних чисел августа. Как пояснили «Октагону» в аналитической компании AlphaRM, рост реализации аптеками некоторых антибиотиков, входящих в перечень препаратов, рекомендованных Минздравом России для лечения коронавируса (азитромицин, дипиридамол, левофлоксацин, цефтриаксон), зафиксирован в период с 31 августа по 6 сентября, а максимальный спрос пришёлся на 12–18 октября.
В этот же период население начало массово скупать и противовирусные препараты против гриппа и ОРЗ, такие как «Ингавирин».
Сейчас наиболее сложная ситуация с наличием лекарств сложилась в Самарской области, Красноярском, Краснодарском и Пермском краях, Хакасии, Якутии, Чувашии.
Как поясняют сами фармацевты, после пропажи популярных препаратов против коронавируса люди начали покупать и смежные позиции.
– Врачи стали заменять отсутствующие позиции аналогами, и их также начинают скупать. Поэтому мы и видим дефицит антибиотиков широкого спектра. А вот гепарины, разжижающие кровь («Клексан», «Фраксипарин» и другие), оказались в дефиците ещё с конца августа – за это время были незначительные поставки партий товара, но сейчас они полностью отсутствуют. Витамин D в каплях отсутствует с середины октября, парацетамол пропадает периодически с сентября, – рассказал «Октагону» основатель «Медико-фармацевтического объединения малого бизнеса» (объединяет более трёх тысяч аптек в РФ) Николай Бордей.
Источники дефицита
По оценкам экспертов, сегодняшний дефицит связан прежде всего с глобальным повышением спроса. Но свою лепту внесло и введение маркировки лекарственных препаратов, которая должна была начаться с 1 октября. По решению Правительства дату перенесли.
– Не секрет, что первая волна COVID-19 обошла стороной многие регионы России. Мало кто испытал то, что было в Дагестане, Москве, на Сахалине. Поэтому сформировалась иллюзия, что так же пройдёт и вторая волна, но она в итоге докатилась до тех регионов. А в той же Москве, например, где изначально переболела значительная часть [населения], сейчас пики меньше. Плюс эти регионы не испытывают проблем ни с маршрутизацией пациентов, ни с недостатком лекарств, – сообщил изданию гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
По мнению эксперта, сейчас сложно однозначно сказать, из-за чего возник дефицит по каждой конкретной позиции.
– Допустим, если мы видим, что препарат пропадает с полок без всплеска продаж, то мы делаем вывод, что это произошло из-за проблем с маркировкой, где-то препараты «подвисли» у дистрибуторов, – пояснил Сергей Шуляк.
Впрочем, сами фармацевты настроены более категорично.«По моему мнению, произошло не совсем эффективное управление лекарственным обеспечением со стороны государства. Было понятно, что наступит панический, непрогнозируемый спрос. В такие моменты любое государство старается обеспечить доступность лекарственных средств для населения. Мы же в этот момент решили вводить маркировку, которая ударила по всей отрасли».
Виктория Преснякова - исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек»
– Фармацевтические ассоциации ещё в мае и в июне предлагали отложить начало маркировки. Мы понимаем, что она нужна. Но вводить такую сложную систему нужно поэтапно и в более спокойные и прогнозируемые времена, – заявила «Октагону» исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова.
По её словам, принятое на днях постановление Правительства, которым была смягчена процедура реализации маркированных лекарственных препаратов (Теперь аптеки могут выводить лекарства в продажу после уведомления системы о том, что к ним поступил препарат. – τ.), улучшило ситуацию, но незначительно.
– Представители аптек благодаря постановлению смогли ввести в оборот часть препаратов. Но закупить новые они не могут – прайсы дистрибуторов пусты. Производителям в этих условиях тоже сложно наращивать производство и закрывать возросший спрос. С них никто не снял обязанность наносить маркировку и вводить выпущенную продукцию в систему МДЛП. А это изменение процессов, это частый брак при нанесении кодов, что приводит к падению производительности, – пояснила Виктория Преснякова.
Кроме того, отмечает эксперт, сейчас производители вообще не имеют возможности выпускать лекарственные средства из перечня жизненно важных препаратов в низком ценовом сегменте. Цена на такие препараты была зафиксирована государством и не могла пересматриваться в сторону увеличения. Теперь же из-за проблем в экономике себестоимость производства лекарств возросла и превышает отпускную стоимость до десяти раз. Поэтому такие препараты просто ушли с полок.
Лекарства вне аптек
Пока ажиотаж среди покупателей не спадает. По данным статистики Yandex, число поисковых запросов о том, где купить популярный азитромицин, только растёт. Если обычно этим интересовались около 500 тысяч пользователей в месяц, то в сентябре вопросы задают уже 770 тысяч человек, в октябре – больше 2,6 миллиона. Эту информацию подтверждают и провизоры.
– Люди приходят из других районов и даже приезжают из других городов в мегаполисы за лекарствами. В небольших городах никаких лекарств и витаминов C и D нет уже давно, поэтому они скупают всё, что есть. Вот вчера нам отгрузили витамин C, и под закрытие аптеки к нам приехали несколько человек, которые скупили практически всю партию товара, – рассказали «Октагону» в одной из аптек сети «Живика» (Один из брендов аптечной сети «Ригла». – τ.).
Рост спроса на противокоронавирусные препараты не вызвал кратного повышения выручки у аптек. По данным главы DSM Group Сергея Шуляка, рост с начала года составил порядка 10 процентов.
Как поясняют сами покупатели, зачастую они берут лекарства не только для себя, но и для своих родственников из других регионов, где ситуация с обеспечением лекарственными средствами хуже.
– У меня много знакомых, кто заболел коронавирусом, писали в соцсетях, что не могут купить назначенные препараты. Мы решили запастись лекарствами и в итоге успели – я последнюю упаковку азитромицина забрал в аптеке у дома. В сетевых давно уже ничего не было, а в моей небольшой антибиотик был. Сейчас мы собираем посылку для родственников в Салехард – они там заболели, а лекарств купить не могут, поэтому мы им почтой отправим, – сообщил собеседник «Октагона», не пожелавший афишировать своё имя.
Другим популярным каналом для получения дефицитных препаратов стали соцсети и сайты по обмену и продаже лекарств. Например, на ресурсе «Таблетки даром» ежедневно появляются десятки сообщений с предложением обмена различных лекарств, в том числе и антибиотиков, используемых при лечении коронавирусной инфекции. Как рассказали изданию в специализированных группах такой тематики, всплеск интереса к ресурсам появился в октябре и по-прежнему не ослабевает.
В новый год с лекарством
Дефицит ряда коронавирусных препаратов может быть ликвидирован уже в ближайшее время. Это должно произойти благодаря наращиванию производства медикаментов, о котором отрапортовали в Минпромторге и Росздравнадзоре. По данным властей, за последний месяц на рынок выпущен дефицитный левофлоксацин, а рост производства того же «Клексана» кратно повысился.
– Насколько я знаю, Дальний Восток и Сибирь уже получают азитромицин, который производит «Дальхимфарм». Предполагаю, что ковидные препараты всё же будут в частичном дефиците – заболеваемость только растёт, и люди будут их скупать впрок, опасаясь пустых полок. По препаратам, которые пропали из-за проблем с маркировкой, ситуация, скорее всего, быстро наладится в связи с послаблением процесса реализации маркированной продукции, – считает Сергей Шуляк.
Эксперты подчёркивают, что ситуация может меняться от города к городу.
– Дефицит в аптеках должен решиться в ноябре в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. К этому времени будет увеличен импорт и отгрузки дистрибуторов (Сейчас в карантинной зоне таможни из-за проблем с маркировкой находятся импортированные ранее лекарства. – τ.). Но до небольших населённых пунктов лекарства будут доходить дольше – не ранее декабря-января, – считает Николай Бордей.
Пока же решить проблему с получением лекарств можно одним способом – согласиться на госпитализацию. В госпитальном секторе все необходимые препараты есть. Более того, например, в Москве пациентам, находящимся на амбулаторном лечении, тоже выдаются препараты.
– Пациентам, оставшимся без лекарств, сейчас даже нечего посоветовать. Они, конечно, могут подавать жалобы в надзорные инстанции, но это их проблему не решит. Нужно менять всю систему. У государства просто не было системы обеспечения лекарственными средствами, которая была бы сформирована на понимании потребностей. Сейчас, по сути, Минздрав у нас работает в режиме ручного управления, и он многого не знает, что реально происходит в регионах, – сообщил «Октагону» президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.
источник : octagon.media