с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Сопутствующий ущерб
30 Ноября 2020 г.

Помните, когда в карантин всех заперли дома, хронически больных “изолировали” от лечения, плановые операции делать прекратили, а онкобольным отменили химиотерапию, - у всех был вопрос: а не умрет ли так больше людей, чем от ковида? Только сейчас появляются данные, на основе которых можно делать хотя бы примерные расчеты.

 

С началом “противоковидных” мер возник вопрос о том, что у них тоже есть цена, и она измеряется в человеческих жизнях. Но сложно было понять размер ущерба. Около месяца назад Александр Саверский, президент общероссийской общественной организации “Лига защитников пациентов”, привел следующие цифры: “К августу к обычному уровню смертности добавилось 72 тысячи человек. Из них по данным оперштаба по борьбе с коронавирусом - 16 тысяч ковидных. По данным Росстата - 26 тысяч ковидных”.

Более свежие цифры есть только за сентябрь. На этот момент избыточная смертность составила уже 103 тысячи человек. К росстатовским 26 тысячам умерших от коронавируса добавилось еще 4,3 тысячи. Итого 30 с лишним тысяч умерло от ковида. А остальные 70 тысяч, выходит, скончались от других причин.

УГАДАЙ ПРАВДИВУЮ ЦИФРУ

Но можно ли верить этой официальной статистике? Конечно, нет. Глава Росздравнадзора Алла Самойлова констатировала: “Было поручение проанализировать все летальные исходы в “ковидных” стационарах. С чем мы столкнулись? Были стационары, где практически 100% летальных исходов шифровались как смерти от COVID-19, а были те, в которых практически ноль преподносился как смертность от COVID-19, а смертность переносилась на другие заболевания: сердечно-сосудистые, заболевания органов дыхания или что-то другое”.

Историями “натягивания статистики” делятся и люди в Сети:

Мария Иванова: “У знакомого умер отец - сердце, 67 лет. Ковида никакого не было и в помине. Когда приехал забирать, [знакомый] увидел в заключении строку о том, что у него был коронавирус. Оттаскал всех понятно на чем, сказал показать результат теста. Если они это написали, то он должен быть. Но его, конечно, не было. Не стал ничего подписывать, у человека горе, а этим лишь бы ковид свой засунуть”.

Ольга: “Еще по весне тела умерших от естественной смерти или от хронических заболеваний не выдавались родственникам без письменного заверения родственником, что больной был заражен ковидом. Либо общая могила (этим пугали), либо подпись. И все обо всем знали. Уж не знаю, гос. дотации больнице за работу с ковидом, или сговор с похоронной службой и дотации от государства им. Но итог был известен всем. Без согласия не выдадут тело”.

В общем, точные цифры не узнать. Но даже если увеличить число умерших от коронавируса вдвое, у нас к сентябрю все равно будет около 40 тысяч дополнительных смертей от других причин. И та же Алла Самойлова сформулировала главную причину:

“Когда на карантин закрывались региональные сосудистые центры, онкологические диспансеры и учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, эти пациенты фактически оставались без медицинской помощи”.

СРЫВ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Много больниц перепрофилировали под лечение ковида, включая онкологические, чьим пациентам крайне важна непрерывность терапии. В единичных случаях пациенты добивались сохранения своих прав на лечение. Так, в апреле решили перепрофилировать питерский онкоцентр - НМИЦ им. Петрова. Пациенты создали петицию на Change.org, которая собрала 124 тысячи голосов. В итоге по распоряжению правительства НМИЦ не вошел в список медучреждений, подлежащих перепрофилированию. Больничные койки остались для онкологических больных. Но для большинства пациентов ситуация оказалась крайне сложной.

Леонид Б.: “В Санкт-Петербурге на химиотерапию не допускают, пока не принесешь справку об отсутствии коронавируса. О необходимости иметь такую справку сообщили накануне процедуры. Соответственно, даже после сдачи анализа в поликлинике на вирус, из-за того что ответ будет минимум через 10 дней, на химиотерапию в указанный день человек не попадает. В районной поликлинике терапевт заявила, что у них есть распоряжение - справки об отсутствии вируса не выдавать. Таким образом, получается (тест сдан - ответ не дают - процедура химиотерапии отменяется) замкнутый круг, и не в пользу человека, который должен проходить процедуру. Т.е. от коронавируса умирать нельзя, а от рака можно. “Спасибо медицинским начальникам”.

Павлова Л.: “В июле этого года у нашего дедушки подтвердился диагноз - рак легкого второй стадии. После многочисленных анализов он должен был, наконец, пройти первый курс химиотерапии, но у него неожиданно обнаружили ковид - и тут начался кошмар. Человека быстро сжигал рак, а лечения никто не назначил, ни одной таблетки, кроме обезболивающего, нашему дедушке не назначили. Мы обивали пороги в надежде на госпитализацию хотя бы в инфекционную, лечить от ковида (признаков которого ни у него, ни у всей семьи не было). Врачи по месту жительства обещали “ждите, сегодня заберем в инфекционную”. Дедушка ждал одетый в коридоре, но никто так и не приехал. Мы сидели по полдня в поликлинике, чтобы добиться госпитализации, и нашими усилиями через несколько дней его забрали. Далее снова анализы на ковид, на рак никто не обращает внимания. Заведующая онкологией разводила руками, тогда как полуживой дедушка сидел в коридоре и ждал помощи. На мои слова “мы будем сидеть здесь и никуда не уйдем, пока вы не начнете его лечить” она хладнокровно сказала “сидите”.

Не смогла помочь и министр здравоохранения, телефон которой мы нашли и рассказали нашу историю. Так из второй стадии болезнь прогрессировала в четвертую. Пока дедушке ставили диагноз “ковид”, от рака его никто не лечил, уже на последней стадии нам сказали, что нужна была поддерживающая терапия, выписали лекарства для общего состояния и успели провести всего два курса ХТ. И он ушел, не дождавшись третьего курса, не дождавшись помощи. Врачи помогли только умереть, облегчить мучения они не старались. А мучения были ужасными. Почему сразу никто не сказал про поддерживающую терапию? Ведь человек не мог есть, пить, спать. Почему не лечили от ковида? Почему параллельно не лечили от рака, пока была вторая стадия, а не четвертая? Врачи не сделали ничего, только помогли умереть. Они провели курс химиотерапии после заявления в прокуратуру”.

НЕ ПОЛУЧИЛИ ПОМОЩИ

Многие просто не дождались “скорой”, занятой на других вызовах (привет оптимизации здравоохранения). Так, 12 октября в Нижнем Новгороде мужчине стало плохо на остановке. Ему вызывали “скорую”, но она приехала лишь через два часа после его смерти.

“На момент поступления вызова все 51 сформированные бригады находились на вызовах. В ожидании обслуживания значились 298 вызовов, из которых 69 - в экстренной форме. Вызовы передавались бригадам по очередности поступления. По данному адресу была направлена освободившаяся бригада в 16:58. Бригада констатировала смерть мужчины до приезда”, - объяснил происшедшее Минздрав области.

Кроме того, во многих городах на месяцы отменили плановые госпитализации. И люди вынуждены были доказывать, что их заболевания не “второго сорта” и тоже нуждаются в лечении.

Maharadja D**: “Я два месяца не могу сделать ЭКГ. Сначала не было записи, потом месяц просидела на б/л. Сейчас смотрю, электронная запись отключена на весь ноябрь”.

Людмила Попова: “Мне непонятно, почему опять отменяется прием у узких специалистов, ковид никак не лечащих. Сегодня заглянула в один кабинет: “Приема нет, много ковида”. Где ковид и где гинеколог? И кому как не медикам знать, насколько быстро тот же рак может из “лечибельной” перейти уже в неоперабельную стадию...”

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Как сообщала прессе психиатр Елизавета Жесткова, эксперт Координационного совета некоммерческих организаций России, карантин мало повлиял на болеющих тяжелыми психическими заболеваниями, но стало резко больше больных “пограничными расстройствами”, которые в народе именуют неврозами:

- Несомненно, вся история с эпидемией коронавируса страшна не только самой инфекцией. Со стороны психических, нервных расстройств эта эпидемия, наверное, еще страшнее.

В марте медицинский журнал Lancet опубликовал метаанализ 24 исследований, где рассматривалось влияние на психику карантина во время атипичной пневмонии, вспышки гриппа H1N1, лихорадки Эбола и других инфекционных заболеваний. Результат - на карантине возникали краткосрочные и долгосрочные проблемы с психическим здоровьем, включая стресс, бессонницу, эмоциональное истощение и злоупотребление психоактивными веществами. Так, работавшие в условиях повышенного риска или находившиеся на карантине во время вспышки атипичной пневмонии в Пекине употребляли спиртное больше коллег даже спустя три года. Серьезно повышает риск расстройств карантин дольше 10 дней.

Отнести к психическому ущербу, пожалуй, стоит и отравления санитайзерами алкоголиков, отравления хлором тех, кто стал маниакально мыть дом, ожоги верхних дыхательных путей, которые получили люди, пропитывая маски всевозможными растворами прополиса или теми же санитайзерами.

СУИЦИДЫ

Но что у нас с суицидами на фоне сложных психологических условий (иногда усугубляющихся потерей источника дохода в пандемию)? Ожидаемо, количество суицидов должно было вырасти. Но наши власти исполнены оптимизма. Например, руководитель НМИЦ психиатрии и наркологии им. Сербского, главный внештатный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе заявлял:

“Самоубийств не стало больше, но это пока лишь мое предположение. Более точная статистка появится позже. Родственники людей, у которых уже были суицидальные мысли или эпизоды, их лечащие врачи за ними наблюдают”.

Реальные же истории потрясают. Хоккейный клуб “Авангард” писал, что долго искал своего 24-летнего “талисмана” Константина Коломина (парень танцевал в ростовой кукле ястреба, символа клуба). И нашел. В общей могиле. Коротко история выглядит так. Парню не повезло в жизни с детства - пьющие родители, от них он сбежал в детдом. Затем попал к приемным родителям. Они умерли, как и биологические. И вот он пристроился примерно так: зимой танцевал на матчах (клуб снимал ему на это время квартиру), а летом работал вожатым в лагерях. И параллельно учился. А в этом году и хоккейный сезон закрыли досрочно, и лагеря не работали. Константин остался совсем без денег, да еще умудрился приехать к самолету, который должен был его привезти к началу хоккейного сезона, забыв документы. После этого он пропал “с радаров”.

“Летом работал в детских оздоровительных лагерях и жил там. А в этом году они были закрыты из-за карантина, и о судьбе Кости я вообще уже не знал. Скорее всего, последнее время [он] просто бомжевал, никому ничего не говорил. Набрал долгов парень, и не знал, что делать. Не оказалось того близкого человека, которому он мог хотя бы элементарно рассказать обо всем”, - прокомментировал произошедшее “Комсомольской правде в Омске” преподаватель Сибирского государственного университета физической культуры и спорта Александр Шастин.

“Непросто снова и снова начинать все сначала, да еще не с чистого листа. Что конкретно было причиной случившегося, сказать я не могу. Перед смертью, как мы теперь знаем, он неделю был в изоляции наедине с собой, и с какими мыслями он жил эти дни - мы можем только догадываться”, - говорит знакомый Константина.

Тело юноши нашли 8 августа на заброшенных дачах. Так как родственников, которые могли затребовать его тело, нет в живых, захоронили его в общей могиле.

Это одна из историй, в которых сломалась жизнь незащищенного человека без поддержки. А сколько таких историй еще? Мировая статистика (не отечественная) говорит, что в этом году их у нас больше, чем других странах. В статистике ВОЗ по суицидам на 2020 год в России фиксируется показатель 47,5 на 100 тысяч населения. Это вдвое выше, чем в 2016 году (26,5). Можно “с гордостью” говорить, что Россия наконец обошла Литву с показателем 46,3 и заняла первое место по суицидам в мире.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Отдельно стоит упомянуть тему семейного насилия. Статистика снова приводит нас в недоумение. По данным МВД, преступность за год снизилась. В январе - сентябре зафиксировано снижение на 8,9% числа преступлений в семейно-бытовой сфере, в том числе на 16,7% - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 11,2% - вреда средней тяжести, на 7,2% - легкого вреда. Это крайне удивительно. Объективных причин для снижения семейного насилия не видно. Даже наоборот. Резкий всплеск семейного насилия произошел во время карантина по всему миру. И некоммерческие организации подтверждают, что Россия не стала исключением. Как сообщал Консорциум женских неправительственных объединений, в мае 2020 года обращений за помощью в Центральном федеральном округе, включая Москву, стало вдвое больше по сравнению со среднемесячными показателями. Центр “Сестры”, предоставляющий кризисные консультации по телефону или электронной почте, тоже отметил в два раза больше обращений в апреле и мае 2020 года, чем в тот же период в 2019 году. Проект “Ты не одна” сообщил о 1352 обращениях за помощью в апреле 2020 года и 2038 в мае. В среднем обращений в месяц поступает 500 - 700.

5 мая уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что с 10 апреля 2020 года количество зарегистрированных случаев домашнего насилия выросло в 2,5 раза (с 6054 в марте 2020 года до 13 тысяч в апреле 2020-го). Звонили и в аппарат уполномоченного, но нечасто:

- Я думаю, что здесь проблема в коммуникации. Почта может не работать, а электронные носители не всегда удобны для человека, который является жертвой насилия в семье, потому что использование гаджета для сигнала о насилии бывает для него опасно. Мы проводим мониторинг СМИ по этой теме, и картина неоптимистична, - заключила Москалькова.

МВД ответило, что эти утверждения не нашли подтверждения:

- В апреле 2020 года посягательств в сфере семейно-бытовых отношений зарегистрировано на 9% меньше, чем в апреле 2019 года, в том числе на 14,6% меньше фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 17,1% - вреда средней тяжести, на 3,3% - легкого вреда здоровью, - сообщила пресс-служба министерства.

Вот такая вот неожиданная благодать в отдельно взятой стране. Хотя разумные объяснения такой статистике найти можно: большинство полицейских отправили контролировать пропуска на улицы, жертвам сложно было найти помощь в полиции. Личный прием граждан МВД приостановило с 27 марта. И рекомендовало обращаться в полицию через сервис на официальном сайте.

Национальный центр по предотвращению насилия “Анна” заявил, что из-за отсутствия четких правил карантина некоторые люди, столкнувшиеся с насилием, боялись покидать свои дома, так как не хотели нарушать предписания. Иногда агрессоры даже угрожали женщинам звонком в полицию из-за намерения уйти и тем самым нарушить карантин. Только 27 мая МВД заявило, что нарушение карантина из-за чрезвычайной ситуации, включая домашнее насилие, не будет караться.

В итоге МВД признало лишь рост киберпреступности почти в два раза (в некоторых регионах - почти в пять раз), рост количества преступлений, связанных с платежными системами, и рост на треть преступлений “террористического характера”. Число преступлений экстремистской направленности выросло почти в полтора раза. Но сколько из этих дел на самом деле созданы на основе “лайков и репостов”, остается только догадываться.

*   *   *

В итоге, стоит лишь немного поворошить данные, как оказывается, что размеры бедствия не просто скрыты за официальной статистикой - их никто и не пытается подсчитывать. И пока у нас есть только один несомненный показатель - первое место по суицидам в мире.

Полина Самойлова

 


источник :  www.solidarnost.org