Российским женщинам хотят запретить отказываться от вынашивания детей с тяжелыми аномалиями развития. Минздрав подготовил проект документа, в котором предполагается существенно сократить список показаний к аборту по медицинским показаниям после 12 недель. Проект вызвал бурное обсуждение и у многих — негодование.
Сейчас по собственному желанию женщина может сделать аборт на сроке до 12 недель, потом с 18-й по 22-ю неделю все беременные проходят УЗИ, на которых могут обнаружить различные нарушения в развитии плода. В этом случае будущая мать имеет право принять решение о прерывании беременности по медицинским показаниям.
Теперь же Минздрав РФ решил, что пора «актуализировать», как его представители сами нам пояснили, перечень медицинских показаний для аборта на поздних сроках беременности. 9 декабря на Федеральном портале законопроектов был размещен проект приказа «Об утверждении перечня медпоказаний для искусственного прерывания беременности», который существенно сокращает список показаний как в плане здоровья женщины, так и нарушений у плода.
В новом перечне врожденных аномалий плода осталось всего семь пунктов. Если проект примут, женщина должна будет продолжать вынашивать плод с пороками развития нервной системы (микроцефалия, гидроцефалия, аномалии спинного мозга и др.), глаз, уха, лица и шеи, органов дыхания, органов пищеварения и др.
Раньше можно было прервать беременность с синдромами Эдвардса и Патау у плода, – ведь известно, что из-за нарушений в работе кровеносной и нервной системы 95% таких дети часто умирают в возрасте до года, а также с синдромом Дауна. Теперь же на поздних сроках предложено прерывать беременность только при самых страшных патологиях: при отсутствии рук и ног, с одной почкой и сложными пороками сердца.
Депутат Госдумы РФ, зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина поделилась резко негативным мнением:
– Мне приходит масса обращений от женских организаций, от россиянок, которые просят не допустить ограничения их прав на прерывание беременности. Новый приказ Минздрава выходит за рамки сугубо медицинских вопросов – это биополитика, вмешательство государства в биологическую жизнь граждан. Это «польский путь», и мы уже знаем, куда он может завести. В Польше после запрета на аборты, расколовшего общество, женщины, которые могут себе это позволить, едут избавляться от нежелательной беременности в другие страны Евросоюза, а малоимущие вынуждены делать аборт кустарным способом.
– Вы считаете, у нас существует опасность запрета абортов вообще?
– За запрет абортов в России выступает, например, сенатор Елена Мизулина, которая не только предлагала вывести аборты из системы ОМС, но и запретить проведение таких операций в частных клиниках. Госдума отклонила предложенный законопроект, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала инициативу «экстремистской».
Я не поощряю аборты, я считаю их одним из маркеров социального неблагополучия. Решение прервать беременность женщине дается непросто, и за ним чаще всего стоят не этические, а социально-экономические причины. К счастью, число абортов в России снижается, за последние пять лет их стало почти на 30% меньше. Но грубое вмешательство государства может поставить под угрозу этот естественный процесс.
Для обеспечения демографической безопасности необходимо, прежде всего, заниматься охраной женского здоровья и развитием репродуктивной медицины. В данном случае речь идет не только о возможной инвалидности младенца, а о праве женщины решать, заводить ребенка сейчас, позже или не рожать совсем. Отрицая это право, мы можем лишь плодить бедность и социальное сиротство!
Что касается вопроса, готова ли женщина рожать больного ребенка и обеспечивать его потом всю жизнь, это тоже должно быть решение семьи. Но для этого, по меньшей мере, в стране должна быть создана соответствующая среда для людей с ОВЗ.
Член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова высказала свое мнение: "То, что мы сокращаем количество показаний для прерывания беременности, я считаю правильным. Мы видим, что, во-первых, есть немало ошибок врачей в диагностике. Кроме того, такой ребенок тоже имеет право на жизнь.
Но таким семьям необходима ранняя помощь. Я знаю три семьи, в которых ребенку внутриутробно поставили нарушение развития мозга, но они отказались от аборта. Мы все им рассказали честно, как это будет. Один ребенок родился здоровым, это была просто ошибка. Во второй семье мы помогали ребенку в младенчестве и до школы, и он вполне стал справляться благодаря коррекционным занятиям.
А третий был реально тяжелым, у него были и другие проблемы, он погиб, но, тем не менее, прожил полтора года в семье. Мы видим семьи, которые хотят, несмотря ни на что, увидеться со своим ребенком. Важно, что у женщины остаются все права, но теперь давления на нее будет меньше".
«Мы подчеркиваем, что новый проект приказа не отменяет прерывание беременности по желанию женщины, а содержит медицинские показания, при которых прервать беременность можно независимо от ее срока», – заявили «МК» в пресс-службе Минздрава.
В ведомстве напомнили, что, в соответствии с законодательством, прерывание беременности по желанию женщины возможно на сроке до 12 недель. А после 12 недель женщина вправе прервать беременность либо при наличии социальных показаний (до 22 недель) – в настоящее время это беременность, наступившая в результате изнасилования либо при наличии медицинских показаний, когда беременность может угрожать жизни и здоровью женщины.
«Учитывая развитие медицинской науки, изменения в подходе к лечению различной патологии при беременности подготовлен проект нового приказа о медпоказаниях для прерывания беременности. Сейчас он размещен для публичного обсуждения», – отметили в Минздраве.
Ирина Бричкалевич
источник : www.mk.ru