с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Доктор объяснил, что такое врачебная ошибка и как получить компенсацию за лечение
08 Февраля 2021 г.

Пострадавшие или невылеченные пациенты нередко хотят доказать свою правоту, обращаясь к медицинскому юристу. Однако тот факт, что врач не смог вылечить пациента — далеко не всегда является халатностью или невнимательностью. Врач Владимир Зайцев в интервью для «Слово и Дело» рассказал, что такое врачебная ошибка и куда обращаться в случае несправедливости.
 

В медицинской практике есть термин «ятрогения», который означает ухудшение состояния пациента, ненамеренно спровоцированное медицинским работником. Другим словом, это врачебная ошибка. Например, лечение, которое выбрал врач, оказалось недостаточно эффективным.

Врачебную ошибку нельзя путать с преступной врачебной халатностью, кода врач намеренно и по собственной невнимательности причинил вред пациенту. Например, когда медик упустил необходимое время и не сделал того, что должен был сделать.

Врачебная ошибка относится не только к медицинским процедурам. Это может быть и сестринская ошибка — например, неточность в оформлении медицинской документации или в назначении доктора, которое медсестра пишет под диктовку.

В российском законодательстве пока нет термина «врачебная ошибка». Медицинские юристы называют этим термином все варианты некачественного оказания медицинской помощи, чтобы врачу, юристу и пациенту было проще и быстрее обсуждать сложившуюся ситуацию.

Каждый россиянин, согласно Конституции РФ, имеет право на качественную и доступную медицинскую помощь. Понятие медицинской помощи вполне конкретно — это те услуги, которые предоставляются пациенту в соответствии с законом. С перечнем можно ознакомиться в приказе «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Когда — плохо?

Случаи, когда врач причинил вред пациенту, к сожалению, происходят. Случаются они по разным причинам: кто-то не справился с профессиональными обязанностями, иной раз вышел из строя прибор, или не подошло выписанное лекарство. Может стать плохо пациенту и из-за недостатка информации: например, ему не сказали, как принимать препарат или как вести себя в реабилитационный период. Это халатность.

В этом случае пациент имеет право на возмещение потраченных средств в полном объеме и компенсацию. Важно, чтобы эти условия были прописаны в договоре, который вы заключаете с клиникой перед оказанием медицинской услуги.

Однако, по словам врача-отоларинголога Владимира Зайцева, с каждым годом вероятность такой халатности становится ниже.

«Ответственность за врачебные ошибки оценивается все выше и выше. Растет и социальная, человеческая ответственность со стороны доктора или медсестры. Сейчас в России активно все борются за качество и контроль медицинских услуг. Наконец, появились различные протоколы, по которым действует доктор», — рассказывает врач.

По словам специалиста, ярким примером именно врачебной ошибки являются ошибки в самом начале борьбы с коронавирусом, когда медики просто не знали, как его лечить. В то время неточности в лечении были обусловлены именно недостатком опыта. Доктора были готовы сделать лучше, но не знали, как.

«Тогда вынужденные врачебные ошибки, безусловно, были. Теперь их практически нет. В марте будет год коронавирусу в России. Сейчас есть четкое понимание того, как его лечить. В этом аспекте врачебных ошибок уже практически нет», — отметил Владимир Зайцев.

Потребительский экстремизм

В стремлении избавить пациента от врачебной ошибки важно не переступить грань, при которой у врача буквально оказываются связаны руки. Например, в США сильно развита система страхования и адвокатской деятельности. Из-за этого там часто встречаются пациенты, которые приходят к врачу не затем, чтобы получить помощь, а чтобы найти в его деятельности оплошность и отсудить значительную часть денег. Согласно статистике, в США 70% врачей в возрасте 60 лет имеют судимость.

По мнению Владимира Зайцева, эту ситуацию можно назвать потребительским экстремизмом.

«Когда пациент приходит к врачу не столько затем, чтобы получить медицинскую услугу или помощь, а судиться и что-то требовать, это называется потребительским экстремизмом. К врачебной ошибке это не имеет никакого отношения. Здесь нужно отдавать отчет, что цель его визита не в том, чтобы получить медицинскую помощь, а в том, чтобы нажиться с этого. Однако в российском суде сидят совсем не дураки. То же самое касается следственных органов, прокуратуры и прочего», — отметил эксперт.

Чаще всего такие дела рассматриваются беспристрастно. На сегодняшний день потребительский экстремизм, к сожалению, набирает обороты. Однако правда все равно останется за врачами, если они добросовестно и корректно предоставляют свои услуги — персонал клиники правильно оформляет медицинскую документацию, корректно собирает анамнез, все делает согласно юридическим протоколам, добросовестно выдает справки, выписки, эпикризы и прочее — проблем никогда не возникнет.

«Если есть чек, договор, дается выписка, медицинское заключение, согласие пациента на обработку персональных данных, то пациент видит, что с ним работают абсолютно корректно, согласно последним требованиям Росздравнадзора, значит и "нажиться" на этой клинике будет совсем не просто.

На самом деле доктор за секунду понимает, какой пациент вошел в кабинет. Кому-то важно услышать второе мнение, кому-то нужна экстренная помощь, а кто-то приходит, чтобы поиздеваться или нажиться, выбросить свой негатив. Поэтому, чем корректнее будет себя вести медицинский персонал, чем более он будет чутким и чем лучше он будет видеть, зачем пациент пришел, тем лучше будет для всех. Потому что доктор — это не только медик в белом халате. В первую очередь он психолог. Чем более доктор будет чутким, рассудительным, внимательным, расторопным, тем будет лучше для всех», — считает врач.

Врачебная ли ошибка?

Сегодня в России существует немало специальных медицинских бюро и экспертиз, которые выявляют качество консультации и оказания медицинской услуги. Данные, которые собирает эта экспертиза, никому не разглашаются, кроме как следственным органам, тщательно и корректно оформляется медицинская документация.

«Если клиника ведет себя корректно, то бояться ей ровным счетом нечего. И человек это тут же видит. А экспертные комиссии разбираются в спорных ситуациях и принимают правильные, взвешенные решения: была ли допущена ошибка, была ли преступная халатность».

Главный совет врача: если хоть что-то в клинике или в поступках врача показалось вам сомнительным, откажитесь от этого специалиста и услуги и попробуйте поискать что-то более подходящее. По возможности, не торопитесь, присматривайтесь и принимайте только взвешенные решения.