Следственными органами СК России по Алтайскому краю возбуждено уголовное дело после смерти девочки из Якутии, поступившей в ЦРБ Советского района с ожогами в начале января 2021 года. По мнению матери ребенка, причиной смерти стала врачебная халатность. Об этом свидетельствуют результаты вскрытия. Следственный комитет намерен отстранить от работы врачей, подозреваемых в смерти девочки. ЯСИА выяснило подробности трагедии.
В преддверии Старого нового года
Семья двухлетней Вари приехала из поселка Удачный Мирнинского района к родственникам на малую родину мамы в город Бийск Алтайского края в начале 2021 года. У супругов Голошубовых был отпуск, настроение было прекрасным, впереди была встреча Старого Нового года в кругу семьи.
В то утро, 11 января, маленькая Варя во время завтрака случайно опрокинула на себя полстакана горячего чая. Кипяток обжег ее левое плечо и щечку. Родители, испугавшись за ее здоровье, немедленно вызвали скорую. Прибывшие медики поставили девочке обезболивающее, и отвезли в ЦРБ Советского района. На часах было 9 утра.
Наркоз и введение катетера под ключицу
В приемном отделении больницы педиатр успокоила маму Вари, мол, ничего страшного, участок ожога на теле небольшой (из медицинского протокола — менее 10%, оценивается как легкий вред здоровью — Прим. Ред.). Но поскольку в больнице нет квалифицированных специалистов по ожогам, девочку решено было госпитализировать в Барнаул на следующий день.
«Конечно, я согласилась. Мы никогда раньше не сталкивались с ожогами, не знаем, что делать в таких случаях, поэтому доверились врачам», — рассказала корреспонденту ЯСИА Регина Голошубова.
Годовалой Варе обработали место ожога хлоргексидином. Дочка на руках мамы быстро успокоилась, вскоре и вовсе бегала по коридору больницы.
После врач сказал, что ребенку необходимо поставить капельницу во избежание обезвоживания организма, что это стандартная процедура. Но тут выяснилось, что катетер в руку поставить не удастся — врач не смог найти венку, и принял решение поставить катетер под ключицу.
«Хотя за день до этого мы сдавали анализ крови, и венки были видны», – говорит мама Вари, — «Врачи сказали, что во время процедуры Варя не должна шевелиться, поэтому ей поставят наркоз. Сказали подписать соглашение, но больше никаких документов мне не дали, и не стали объяснять, что это за процедура.
В районе десяти утра медсестра при ней поставила Варе дважды укол анестезии. Варя уснула. Сразу после этого зашли трое мужчин в халатах, и почему-то вывели маму девочки не из палаты, а вообще за дверь реанимационного отделения.
«Мы потеряли Варю»
«В итоге я простояла за дверью несколько часов. Рядом был кабинет ординаторов. Дальше меня не пускали. Я слышала, что все трое врачей сидят в ординаторской, беззаботно болтают о своем. В кабинете было страшно накурено. Отношение [к пациентам] как к собакам. И вдруг в 12 часов дня один из них и вовсе ушел из больницы», — рассказала Регина Голошубова.
Что произошло после Регина Голошубова воспоминает с трудом сдерживая слезы. Четыре часа мучительного ожидания, игнорирование со стороны медперсонала, отказ пустить ее в палату к дочери, и даже главврач больницы отказался ей помочь.
«Было уже два часа дня. Я стала уже кричать, и требовать пустить меня к ребенку. Тогда только они открыли дверь. «Мы потеряли Варю». Это все, что они сказали. Не выразили соболезнований, не объяснили ничего. Когда я спросила, что они сделали с ней, они спокойно сказали: «У нее остановилось сердце»», – вспоминает Регина Голошубова, – «Я вбежала в палату … на кроватке лежала моя Варя, уже накрытая простынкой. В палате было пусто, и тихо, не было ни аппаратов ИВЛ, ничего, что бы хоть отдаленно указывало, что ее пытались спасти».
Причина смерти — остановка сердца?
В больницу сразу прибыли представители правоохранительных органов, начались следственные мероприятия. К слову, полицию врачи вызвали сами, так гласит процедура при случаях смерти ребенка.
На следующей день главврач Советской ЦРБ внезапно ушел на больничный с подозрением на коронавирусную инфекцию, а врачи, проводившие манипуляции, наняли себе адвокатов.
«Патологоанатом сообщил нам, что в справке о смерти время стоит 13:30. Но это время не смерти, а своего рода указание, когда уже можно было транспортировать тело в морг, и все документы для отправки готовы. Врачи сказали, что у Варя умерла из-за остановки сердца, но оказалось, что у нее было проткнуто легкое», – рассказывает Регина Голошубова.
Реакция властей Алтайского края
Сразу после трагического случая в Советской ЦРБ, Минздрав Алтайского края заверил, что у врачей имелся опыт проведения всех манипуляций, а лечение было согласовано с главным специалистом Алтайского края.
«<…> Для этого из больницы были изъяты медицинские документы, в которых зафиксированы все манипуляции медиков. Участники встречи отметили, что лечение было согласовано с главными специалистами края. Также у врачей Советской ЦРБ имелся опыт проведения всех манипуляций. <….> Эта работа находится на контроле министра, губернатор информирован о ситуации«, — говорится в сообщении.
К слову, губернатор Алтайского края Виктор Томенко поручил министру здравоохранения Дмитрию Попову проверить Советскую ЦРБ и привлечь к этому районных властей.
«Необходимость проверки вызвана случаем гибели ребенка в реанимации и последующим после этого большого количества жалоб местных жителей на ситуацию в больнице», — уточнили в пресс-службе кабмина правительства региона.
Спустя две недели, 26 января 2021 года родители получили справку о смерти из отделения ЗАГС Алтайского края. Выводы были основаны на заключении патологоанатома. В документе указано, что причиной смерти стала «острая дыхательная недостаточность, повреждение левого легкого при катетеризации подключичной вены».
Причина смерти — множественные колотые раны в области легких
По факту гибели ребенка возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ („Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей“). В настоящее время следователем по особо важным делам Бийского МСО СК РФ по Алтайского краю проводится проверка для установления виновных лиц. Следствию предстоит дать принципиальную оценку действиям работников Советской ЦРБ.
5 февраля была завершена судебно-медицинская экспертиза. Результаты повергли родителей в шок.
«Экспертиза выявила истинную причину смерти нашей дочери. Это не остановка сердца, а множественные перфорации грудной клетки с повреждением левого и правого легкого при катетеризации подключичной вены, множественные колотые раны в левой и правой области груди, множественные повреждения левого легкого с кровоизлиянием. Согласно экспертизе, телесные повреждения причинены в результате не менее 13 колотых ран, незадолго до наступления смерти!», — рассказала ЯСИА Регина Голошубова.
Кроме того телесные повреждения привели к левостороннему гемопневмотораксу и правостороннему гемотораксу, другими словами — легкие Вари заполнились кровью из-за кровотечения сосудов в процессе телесных повреждений.
По словам Регины Голошубовой, судмедэксперт исключил термический ожог как возможную причину смерти девочки или причину ухудшения здоровья: «У Вари был термический ожог 1-2 степени, и по мнению эксперта, он оценивается как легкий вред здоровью. Дочка была бы полностью здорова уже через пару недель…».
Трагическое совпадение или закономерность
«Нам сообщили, что в ходе расследования, скорее всего статья 109. ч 2 будет переквалифицирована – слишком много ошибок было допущено врачами во время манипуляций», — говорит Регина Голошубова, — «Оказывается, по медицинским протоколам катетер не вставляется в левую часть грудины. А там выявлено 11 колотых ран и еще две — в правом легком».
Она уверена, что врачи обязаны были объяснить все свои действия, взять с них, как с родителей, согласие на проведение медицинских манипуляций. К тому же врачи заставили их ждать четыре часа, не рассказывая о состоянии дочери.
«У следствия много вопросов к больнице, например, кто дал указание врачам ставить катетер ребенку, учитывая, что они не были специалистами по ожогам. Врачи полностью нарушили протокол проведения процедуры», — говорит Регина Голошубова.
Как выяснилось, по словам матери Вари, трагический случай не первый в истории Советской ЦРБ. В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что идентичный случай произошел осенью прошлого года, когда ребенку проткнули легкое катетером. Тогда трагедии удалось избежать — ребенка успели госпитализировать в Барнаул. Есть и другие свидетели, которые готовы рассказать о инцидентах с больницей уже в суде.
Врачи могут быть отстранены от работы
Супруги Голошубовы написали обращение в Минздрав России с требованием отстранить от работы врачей Советской ЦРБ, подозреваемых в смерти их дочери. Но до сих пор министерство им не ответило. Врачи продолжают трудиться.
«Следователь заверил нас, что будет добиваться отстранения врачей от работы, ведь есть судебно-медицинская экспертиза, которая не оставляет сомнений. 13 колотых ран…», — говорит мама Вари.
Редакция ЯСИА направила запрос в адрес министерства здравоохранения Алтайского края и ожидает официального ответа от ведомства.
Эпилог
Старшая дочь Голошубовых, шестилетняя Василиса, скучая по сестре, первое время спрашивала, где Варя и почему она не приходит домой.
«Мы рассказали ей, что Варя на небесах. Для нее это сильный стресс. С ней работают психологи, как и со всеми нами. Мы держимся только на таблетках. Наше горе безмерно… Мы не оставим это дело. Я добьюсь, чтобы виновные в смерти нашей Вари были наказы по всей строгости закона», — добавила Регина Голошубова.
Эта история о семейном путешествии, которое закончилось трагедией, еще не окончена.
Годовалую Варю похоронили в Бийске, на родине ее бабушки и дедушки. Этой осенью ей бы исполнилось два года.
источник : https://ysia.ru