Сколько денег принесли штрафы казне? Как идут суды и как их вести? Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что власти многих регионов стремятся пополнять бюджет за счёт «безмасочников». Ещё во второй половине ноября 2020 года МВД предоставляло отчётность о том, что в РФ за несоблюдение режима повышенной готовности и подобные нарушения к административной ответственности было привлечено более миллиона граждан.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что власти многих регионов стремятся пополнять бюджет за счёт «безмасочников». Ещё во второй половине ноября 2020 года МВД предоставляло отчётность о том, что в РФ за несоблюдение режима повышенной готовности и подобные нарушения к административной ответственности было привлечено более миллиона граждан.
Сколько же денег принеси штрафы в казну?
По версии министерства, силовики принесли таким образом в казну 1,7 млрд рублей. В середине октября власти столицы информировали, что за пять месяцев перчаточно-масочного режима оформили около 100 тыс. протоколов только в московском регионе, что принесло более 480 млн. рублей прибыли.
Если в самом начале 2020 года ещё витал миф о том, что штрафы накладываются исключительно в воспитательных целях, то к концу года безмасочники стали одним из общепризнанных источников компенсации всех затрат, связанных с возникновением вирусной инфекции.
Правда, анализ статистики показывает, что это общие цифры, куда входят все выписанные штрафы. Часть из них гражданам всё же удалось оспорить в судебных инстанциях. В основном из-за того, что сама выписка протоколов делалась по принципу «как можно больше наловить, а потом разберёмся», совершенно без соблюдения норм законности.
Власти скомандовали «фас!», а полиция начала хватать всех подряд, будто бы репетируя новый вид отношения к гражданам.
Основания действующего законодательства
В самом начале пандемии суды начали массово выписывать штрафы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа от 15 до 40 тыс. рублей, но ВС признал, что этот нормативный акт следует применять для тех, кто несёт потенциальную угрозу, к примеру, болен опасной и заразной болезнью, но сохраняет социальную активность, чем создаёт явный риск распространения угрозы.
По отношению к другим высший суд рекомендовал применять ст. 20.6.1, в которой штраф начинается от 1000 рублей, но можно ограничиться и предупреждением. Однако вполне разумные рассуждения судей ВС, которые напомнили о том, что при назначении штрафов следует помнить о принципах соразмерности, пропорциональности и справедливости, наказания остались просто словами.
Так, Москва быстренько ввела в свой КоАП собственную норму – ст. 3.18.1, которая предусматривает наказание для «нарушителей режима повышенной готовности» в виде штрафа, что превышает 4 тыс. рублей.
Правда, суды продолжают отменять эти штрафы, если граждане обращаются к ним с жалобами. К концу 2020 года было обжаловано чуть более 60 тыс. протоколов, в 90% рассмотренных случаев суд принял сторону граждан.
В ст. 20.6.1 КоАП РФ никаких изменений не вносилось. Она устанавливает правило о том, что наказание следует в случае действия или бездействия, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу. Но установить связь между отсутствием маски или перчаток на ком-то с причинением вреда кому-либо просто невозможно. Именно поэтому московские власти и ввели свою статью, которая просто обязывает «использование средств индивидуальной защиты органов дыхания».
Расшифровка же понятия СИЗов для органов дыхания в московском акте не противоречит ГОСТ 12.4.011-89, где явно указано, что является такими средствами — противогаз, пневмомаска и подобное, но никак не кусок материи, который вдруг получил статус обязательного. Несмотря на то, что с момента введения мер повышенной готовности прошло более года, никто так и не смог узаконить сам объект.
Немного личного опыта
Автор этих строк носит на лице что-то такое, что справедливо считать элементом одежды. Это многоразовая маска чёрного цвета, которая закрывает лицо до глаз, а в сочетании с шапочкой делает его форменным героем японского аниме, которое в РФ постоянно пытаются запретить.
Нельзя даже предположить, что ношение этого предмета поможет самому автору или окружающим в плане вирусов, но хорошо помогает в плане маскировки. Предмет сигнализирует о том, что это не нарушитель, никаких претензий ни у кого нет, хотя один сотрудник органов однажды долго меня разглядывал.
Всё дело в том, что такая манера ношения маски полностью опровергает заверения должностных лиц о том, что соответствующее программное обеспечение сможет идентифицировать личность. В таком виде меня друзья не узнают. Разумеется, полицейский решил повнимательнее присмотреться к человеку, который так сильно беспокоится о выполнении постановлений, что от лица видны только глаза. При этом специально никто ни от кого не прятался. Само так получилось, а маска куплена в аптеке.
Там же удалось разговорить продавцов, и они рассказали, что не только чёрные, но и белые маски, лишь похожи на медицинские, но таковыми не являются.
Маски — такие обязательные, но совершенно не медицинские
В любом случае в ГОСТ никаких масок попросту нет! Более того, сами производители указывают в документации, что изделия не относятся к числу медицинских и не предназначены для защиты от вирусов. В таком случае возникает резонный вопрос о том, а что вообще стало причиной составления протокола? Что на лице не было материи? А почему не сварочной маски или шлема космонавта?
Итак, нет ни идентификатора самого предмета, который обязывают носить, ни обязанности изолировать им лицо в случае, когда ты здоров.
Совершенно другая картина возникнет, если имеются явные признаки болезни или документ, подтверждающий её наличие, а гражданин нарушает нормы санитарно-эпидемиологического законодательства. В данном случае речь идёт обо всех болезнях, включая: туберкулёз, сифилис, ВИЧ. Для каждой из них, и для каждой её стадии, имеется свой перечень ограничительных мер. Есть они и для больных COVID-19, но в данном случае мы говорим как раз о штрафах, которые к этому не имеют никакого отношения.
Чисто теоретически мы можем признать, что если экспертиза установит, что оштрафованный человек здоров, то нет и условий, которые позволили бы обвинить его в нарушении закона. А нет нарушений — не может быть и наказаний.
Ношение масок здоровыми людьми остаётся в рекомендательной плоскости, потому что иное было бы очевидным и явным нарушением и ущемление гражданских прав и свобод: перемещаться и не быть при этом источником вреда.
Памятка оштрафованного
Попробуем обобщить весь опыт адвокатов, который уже успел сформироваться в этой области.
1. Нельзя спорить с сотрудниками силовых структур и заявлять о своих правах. Они легко могут интерпретировать любые возражения в качестве неповиновения законным требованиям сотрудников полиции. А это может грозить последствиями и похуже масок.
2. Можно указать в комментарии к протоколу, что вы не считаете себя нарушителем административного законодательства, уточнив какого именно — федерального или только региона, где составляется протокол. Особо отметьте обстоятельства, при которых вас остановили и начали составление протокола.
3. Нужно попросить копию постановления и протокола. Это право гражданина и полиция должна выдать и то, и другое. Копии пригодятся и вам, и юристам, и суду.
4. Проанализируйте обстоятельства вынесения штрафа. Иногда судьи довольствовались устным объяснением о том, что человек не успел надеть маску, когда вошёл куда-то, где её ношение обязательно, либо если маска неожиданно пришла в негодность, а запасной не оказалось.
5. Обжалование штрафа происходит в суде по месту совершения правонарушения. В жалобе следует отметить, что при вынесения постановления у гражданина не было заболевания COVID-19. Срок, отведённый для обжалования, всего – 10 дней с даты получения копии решения суда начальной инстанции.
6. Добавьте, что в силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП ответственность возникает только в случае совершения правонарушений, когда определена вина лица. Любые неустранимые сомнения в его виновности должны быть истолкованы в его же пользу.
Как показывает московский опыт, это наиболее важные аспекты жалобы.
Кроме этого опытные юристы говорят о том, что при обжаловании судебного акта нужно лично приезжать в заседание суда. Случается, что судьи хотят задать дополнительные вопросы, проводят опросы привлекаемого к ответственности.
Чисто психологически — отсутствие самого гражданина или его представителя работает против него. Хотя известны и случаи, когда суд удовлетворял жалобы, посланные почтой России. Делать это нужно заказным письмом с описью вложения.
источник : https://zen.yandex.ru