В российском здравоохранении очередные реформы. Вслед за изменением правил обязательного медицинского страхования Минздрав предлагает ограничить оказание медицинской помощи: оплачивать ее медорганизациям будут только в пределах заранее распределенных объемов, а работа экспертов по качеству лечения будет ограничена.
Минздрав назвал эти изменения витиевато: «гармонизация законодательства в области медицинского страхования, исходя из необходимости оптимизации». Суть документа в том, что учреждениям здравоохранения будут оплачивать медпомощь не более заранее запланированного объема. Документ опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Оно закончится 26 марта.
Лечить или отказать?
По новым правилам страховые организации, ФОМС и территориальные фонды могут отказать клинике в оплате услуг, которые были оказаны пациентам сверх заранее отведенных объемов. Также в правила ОМС вносят изменения по медико-экономической экспертизе. За большие штрафы клиник и врачей экспертов будут исключать из реестра, то есть отстранять от должности. Причем пожизненно.
"Сверхобъемы медицинской помощи появляются тогда, когда медучреждение приняло больше пациентов, чем было запланировано на год по специальному тарифному соглашению. Откровенно говоря, и до уточнения порядка оплаты сверхобъемов за них платили неохотно. Сейчас это хотят узаконить: если дополнительная медицинская помощь не обоснована и не одобрена специальной комиссией, то медицинской организации ее не оплатят", - пояснила "НИ" руководитель Высшей школы управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.
"Сверх плана" клиники принимают и лечат пациентов постоянно. Вспоследствии им это финансово компенсируют. Точнее, компенсировали. До последнего времени в вопросах оплаты дополнительного медицинского обслуживания пациентов суды чаще всего вставали на сторону медиков. Сейчас ситуация изменилась. На днях Арбитражный суд Москвы отказал клинической больнице № 85 ФМБА в иске о взыскании задолженности за оказанную медицинскую помощь застрахованным пациентам в размере 40,4 млн руб. и неустойки в размере около 1,6 млн рублей к АО «Медицинская акционерная страховая компания». По мнению суда, медицинская организация имеет право отказать гражданину в предоставлении бесплатной медицинской помощи и адресовать в другие клиники, которые оказывают аналогичную помощь в рамках ОМС.
«Пациенеты, по сути, могут быть лишены плановой медицинской помощи. Например, больному с острым холециститом нужна экстренная операция. Он приходит в больницу, а ему говорят: «Приходите через месяц, сейчас мы не можем вас прооперировать, у нас объемы финансирования закончены. В результате пациент обратится не в ту клинику, которая ему нужна, в которой грамотные специалисты и о которой хорошие отзывы, и в силу этого много пациентов. Он вынужден будет обратиться в клинику, у которой, возможно, нет хорошего опыта в проведении нужной ему операции. Или лечиться на коммерческой основе. Таким образом новые правила будут поддерживать частные клиники и медорганизации, которые работают откровенно плохо. К тому же совершенно не понятно, как будут рассчитаны эти самые объемы медицинской помощи. И где гарантия, что клиника не обманет пациента, ссылаясь на исчерпанный объем помощи, чтобы заставить лечиться на коммерческой основе? Кто это проверит?», - заявил "НИ" доктор медицинских наук, президент Национального Агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
Действительно, возникает вопрос: как в Минздраве и в Федеральном фонде медицинского страхования будут рассчитывать необходимые объемы медицинской помощи? Исходя из средней заболеваемости за десятилетие? Как ее вычислить в период пандемии? И вообще как быть с федеральным законодательством, которое предусматривает недопустимость отказа в предоставлении медицинской помощи? Ведь исходя из ст.4 ФЗ- 323, основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Право на получение медицинской помощи и добровольного выбора медицинской организации закреплены также статьями 11, п.1; ст. 19, ч.2 ФЗ-323 и российской Конституцией.
Но даже если бы все это не было закреплено законом, трудно представить, каким образом новые правила о сверхобъемах медпомощи будут реализованы в регионах. Взять, к примеру, отдаленную больницу в Ханты-Мансийский округе. Если пациент обратился туда сверх определенного объема медицинской помощи, куда его посылать врачам? Искать другую больницу, которая расположена а другом населенном пункте за 150 км? А если таких пациентов много? Разумеется, клиника может в этом случае предложить воспользоваться платными медицинскими услугами. Но откуда взять денег человеку из сельской местности, у которого доход не превышает прожиточный минимум?
Так что же делать, если медицинская организация оказала не запланированную помощь?
«Допустим, в период эпидемии больница приняла больше больных и их вылечила. В этом случае страховая организация должна признать, что больница действительно оказала такую помощь, и она была нужна и оправдана. После этого страховая компания обращается в территориальный фонд страхования и просит дополнительное финансирование. - поясняет руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.- Но там могут сказать: «Да, мы не возражаем и готовы оплатить». Обычно на это идут средства из так называемой «заначки» - нормированного страхового запаса. А если больных оказалось больше, чем денег в заначке? В этом проекте Приказа Минздрава почти прямо говорится – «если денег нет, то страховая медорганизация, и, соответственно, медучреждение их не получат».
Выходит, учреждению не заплатят за проделанную работу, и оно будет экономить на зарплате врачей, медсестер, на лекарствах для пациентов. А дальше, зная, что сверхобъемы клинике не оплатят и в будущем, попросту будут развивать платные медицинские услуги, то есть переложит все расходы на плечи больных людей. Другими словами, если поток больных людей больше, чем есть денег в системе ОМС, то расходы на оказание этой помощи будут нести сами медицинские организации или пациенты. Можно сделать прогноз: платные медуслуги будут только расти. Но хватит ли у населения денег в условиях снижения доходов? Так или иначе, в год выборов ограничение бесплатной медицинской помощи - опрометчивое решение».
Это решение также представляется более, чем странным в период пандемии, когда многие медучреждения перепрофилированы на лечение больных коронавирусной инфекции; когда больных намного больше, чем раньше.
Помимо коммерческих услуг пациенту-"отказнику" еще скорее всего предложат Телемедицину, которой сейчас наше здравоохранение так гордится. С пометкой «молния» в редакцию поступают сообщения: В Москве врачи центра телемедицины провели более 820 тысяч консультаций. Решает ли это проблему? Лично я столкнулась с телемедициной всего раз. После выписки из больницы с диагнозом"вирусная пневмония" мне позвонил девичий голос и спросил, как я себя чувствую. Честно ответила, что очень плохо. «Ну вызывайте тогда Скорую», - посоветовала трубка. – И сообщите об этом нам». "А это еще зачем?"- поинтересовалась я. « Чтобы нам отчитаться», - призналась представительница Телемедицины. Думаю, комментарии тут излишни.
иточник : https://newizv.ru