с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Эксперты сочли смерть Елены Мачкалян после родов следствием врачебной ошибки
26 Марта 2021 г.

Причиной смерти умершей после родов жительницы Волгограда Елены Мачкалян стали неправильные действия врачей перинатального центра, которые находятся на скамье подсудимых, указали эксперты. Потерпевший по делу Арам Мачкалян заявил, что добивается справедливого наказания для виновных в смерти жены, которую он считает жертвой врачебной ошибки.


Как информировал "Кавказский узел", 29 января 2017 года после родов скончалась жительница Волгограда Елена Мачкалян. 16 марта ее супруг Арам Мачкалян сообщил, что в отношении двух врачей перинатального центра слушается уголовное дело в суде города Волжский. Он полагает, что обвиняемые допустили врачебную ошибку. По словам потерпевшего, эксперты нашли причинно-следственные связи между действиями врачей и наступлением смерти его супруги, а "смерть ребенка носит уже косвенный характер".

Дело акушеров-гинекологов перинатального центра Натальи Андреевой и Елены Поповой слушается в Волжском городском суде. На очередном заседании 25 марта был завершен допрос судебных экспертов, всего их было допрошено восемь, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат потерпевшего Арама Мачкаляна Ольга Забелова.

"Они подтвердили доводы, которые были ими озвучены в экспертном заключении. Данные свидетели... указали, что из-за действий Поповой и Андреевой произошла смерть Елены Мачкалян: это неправильная тактика родоразрешения, перевод из больницы в больницу", - сказала Забелова.

Потерпевшая сторона не ставит во главу угла финансовую заинтересованность и не заявляет гражданские иски о возмещении компенсации, так как главная задача - наказать виновных в смерти Елены Мачкалян, отметила она.

Согласно обвинительному заключению, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", акушеры-гинекологи перинатального центра Андреева и Попова обвиняются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые были совершены группой лиц по предварительному сговору и повлекли по неосторожности смерть человека (пункты "а", "в" части 2 статьи 238 УК РФ).

Санкции этой статьи УК РФ предусматривают максимальное наказание в виде шести лет лишения свободы.

Как следует из обвинительного заключения, беременная Елена Мачкалян поступила в перинатальный центр 13 января 2017 года из городской больницы с угрозой преждевременных родов, с 4.00 до 8.00 ее обследовали дежурные врачи и указали обязательный и обоснованный объем обследования и лечения пациентки. Однако, как следует из обвинения, врач Андреева, "мотивированная нежеланием выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме, решила оказать Мачкалян медицинскую помощь, включающую в себя медицинскую услугу по диагностике и лечению заболеваний, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя". В частности, как установили следователи, Андреева проигнорировала возложенные на нее должностные и профессиональные обязанности, определенный дежурными врачами комплекс обследования и лечения пациентки, а также не стала давать оценку клиническим проявлениям, свидетельствовавшим об угрозе жизни и здоровью Мачкалян, и неоправданно исключила ряд патологий.

В документе указано, что Андреева умышленно не провела необходимых медицинских манипуляций пациентке, в том числе не определила показанной ей срочной операции кесарево сечение. Согласно обвинительному заключению, Попова и Андреева "стали игнорировать свои должностные и профессиональные обязанности, обязательные объемы обследования и лечения Мачкалян Е.Н., не давая оценки клиническим проявлениям, свидетельствовавшим об угрозе ее жизни и здоровью, приняли совместное решение о необоснованном переводе Мачкалян Е.Н. обратно в больницу". Следствие указало, что непосредственно перед переводом при продолжавшемся кровотечении Андреева не провела Мачкалян внутреннего акушерского исследования, передав ее в 16.09 бригаде скорой медицинской помощи для транспортировки в больницу. В тот же день женщину экстренно по жизненным показаниям перевели обратно в перинатальный центр, где в 20.35 она вновь была принята лечащими врачами Андреевой и Поповой.

"Не принимая во внимание... гибель плода... а также не давая оценки кровотечению... что в совокупности являлось абсолютным показанием
к проведению экстренной операции кесарево сечение, Андреева Н.Ю. и Попова Е.Б. 13.01.2017 в 20.40, мотивированные нежеланием выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме и излишнюю, по их мнению, работу, совместно, действуя умышленно, согласно распределенным ролям, предвидя возможность наступления смерти Мачкалян Е.Н., но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на ее предотвращение... начали проводить родоразрешение Мачкалян Е.Н. через естественные родовые пути", - говорится в обвинительном заключении.

По данным обвинения, уже через 10 минут врачи прибегли к экстренной операции кесарево сечение, извлекли мертвый плод, смерть которого наступила в результате внутриутробной гипоксии, и провели Елене Мачкалян еще одну операцию, в результате общая кровопотеря составила 4,1 литра, после чего женщина впала в кому. 16 января она была переведена в областную клиническую больницу, где затем скончалась. Следователи установили, что возникновение угрожавших жизни Мачкалян патологий явилось следствием совместного оказания Андреевой и Поповой медицинской услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья пациентки.

Согласно документу, Попова и Андреева вину не признали, дали показания, что медицинские услуги оказывали в полном объеме и надлежащего качества, посчитали, что у них имелись основания для перевода Мачкалян обратно в больницу, а при повторном доставлении в перинатальный центр "тактика дальнейшего родоразрешения Мачкалян Е.Н. через естественные родовые пути выбрана верно". Потерпевшими по делу признаны Арам Мачкалян и родители Елены Мачкалян, гражданских истцов и гражданских ответчиков в уголовном деле не имеется, отмечается в обвинительном заключении.

При первичном нахождении Елены Мачкалян в перинатальном центре "не в полном объеме был сформулирован диагноз, а также не в полном объеме проведено обследование", говорится в заключении экспертизы Государственной военной медакадемии имени Кирова Санкт-Петербурга от 14 февраля 2020 года, копия которой имеется в распоряжении "Кавказского узла".

"Недооценка врачами... тяжести состояния пациентки Мачкалян Е.Н и потерянное время в связи с необоснованным с медицинской точки зрения переводом обратно в неспециализированный стационар... чего не следовало делать, способствовали наступлению гибели плода, ухудшению ее состояния и в дальнейшем наступлению смерти Мачкалян Е.Н... Между недостатками оказания медицинской помощи, выразившимися в недооценке тяжести состоянии пациентки, приведшего к смерти Мачкалян Е.Н, имеется прямая причинно-следственная связь", - говорится в заключении.

Лечение пациентки осуществлялось формально, без учета особенностей течения конкретной беременности, а отсутствие должного контроля и своевременной реакции на ухудшение ее состояния в дальнейшем привело к смерти, полагают эксперты. "Гибели плода можно было бы избежать в случае своевременной диагностики... и принятия решения об оперативном родоразрешении", - указано в документе.

По мнению Арама Мачкаляна, его беременная супруга Елена умерла по недосмотру врачей, а при проведении патологоанатомического вскрытия вместо одного диагноза поставили другой, причем печень женщины подменили печенью неизвестного мужчины. По его словам, на момент смерти жены у супругов уже была дочка, которую он сейчас воспитывает один. После смерти жены вдовец поступил в вуз и получает юридическое образование.

"Патологоанатомы - не крайние в этой ситуации, они лишь скрывали материнскую смертность и врачебную ошибку своих коллег из перинатального центра", - полагает потерпевший.

Судебный процесс в отношении врачей перинатального центра начался в августе 2020 года. В суде были допрошены врачи больницы, перинатального центра, консилиум облздрава, патологоанатомы, пятеро независимых экспертов-специалистов, эксперты, в чьем производстве была судебно-медицинская экспертиза, врачи скорой медицинской помощи и женской консультации, а также потерпевшие по делу, рассказал Арам Мачкалян «Кавказскому узлу».  

Вдовец отметил, что не заявлял исков с требованиями компенсации. "Ни в Дзержинском суде [по делу о подмене биологических образцов умершей Елены Мачкалян, - прим. "Кавказского узла"], ни в этом ни одного иска о компенсации я не заявил. Для меня деньги никакой компенсации не означают, я хочу лишь справедливости, чтобы вынесли справедливое решение", - сказал Арам Мачкалян.

Врачи, находящиеся на скамье подсудимых, по решению суда отстранены от занимаемых должностей, уточнил он.

Адвокат Натальи Андреевой Александр Гончаров сообщил "Кавказскому узлу", что позиция защиты подсудимых еще не озвучивалась в суде, поэтому он воздержится от комментариев. "Пока обвиняемые не допрашивались. Сегодня [25 марта] закончили допрашивать экспертов, на следующем заседании планируется допросить подзащитных... Судья отказал нам в допросе экспертов, которых мы заявляли", - сказал защитник.

По его словам, судом отказано защите в допросе и других лиц. "Они заявлены следователем, но их местонахождение не установлено, в связи с чем тоже отказано. Мы с этим не согласны", - отметил адвокат. 

Адвокат Елены Поповой Павел Атрошенко отказался давать комментарии по телефону.

Следующее заседание по делу врачей в Волжском горсуде запланировано на 30 марта.

Патологоанатомы обвинены в попытке скрыть материнскую смертность

В Дзержинском райсуде Волгограда на 31 марта намечено оглашение приговора по делу паталогоанатомов, которые обвиняются в подмене биологических образцов умершей Елены Мачкалян.

Руководитель волгоградского патологоанатомического бюро Вадим Колченко был обвинен в служебном подлоге, связанном с подменой биологических образцов умершей Елены Мачкалян, а также в махинациях с премиями. По словам мужа роженицы, выводы экспертов из Санкт-Петербурга не подтвердили указанный в свидетельстве о ее смерти диагноз, экспертиза приобщена к делу. Колченко полагает, что документ содержит грубые нарушения и не может быть приобщен к делу. 16 марта прокуратура попросила суд назначить Колченко 14 лет колонии строгого режима, а его подчиненным – по три года колонии-поселения. 18 марта Колченко и его подчиненные в последнем слове заявили суду о своей невиновности и попросили их оправдать. Представители потерпевшего призвали суд лишить подсудимых права работать врачами.

В обвинительном заключении по делу патологоанатомов, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что Колченко лично проводил вскрытие трупа Елены Мачкалян, помимо него на вскрытии присутствовали также подсудимые Герасименко и Черкасова. Несмотря на то, что вскрытие производил Колченко, трупные образцы для направления на исследования получены Черкасовой. Колченко действовал вопреки должностным инструкциям, из личной заинтересованности - "из ложно понятых интересов службы, чувства карьеризма, желания выслужиться перед должностными лицами комитета здравоохранения Волгоградской области и в угоду им приукрасить действительные статистические данные Волгоградской области, чем не допустить возможные негативные последствия для учреждений здравоохранения Волгоградской области, оказывавших медицинскую помощь Мачкалян Е.Н", указано в документе.

По версии обвинения, Колченко в отсутствие к тому показаний решил подтвердить в качестве причины смерти Мачкалян диагноз, не связанный с беременностью и родами, "то есть сокрыть факт материнской смертности". Согласно материалам обвинения, Колченко организовал для этого группу лиц из своих подчиненных Черкасовой и Герасименко, предложив им подтвердить такой диагноз, а те согласились.

Следствие посчитало Колченко организатором преступления, который распределил роли каждого в нем. Черкасовой было поручено найти и подвергнуть гистологическому исследованию печень больного человека, изготовить подложный протокол патологоанатомического исследования трупа Мачкалян, а Герасименко - уничтожить ранее полученные образцы Елены Мачкалян, утвердить подложный протокол и изготовить подложное свидетельство о смерти. Черкасова нашла гистологические образцы печени мужчины 1973 года рождения и уничтожила образцы печени Елены Мачкалян, а Герасименко поручила санитару уничтожить трупные образцы Мачкалян, что тот и сделал, не подозревая о преступлении, говорится обвинительном заключении.

"Кавказский узел" писал, что 4 сентября 2019 года Колченко заявлял, что его подставили под обвинение в служебном подлоге, подменив биологические образцы умершей женщины.