Минюст зарегистрировал разработанный Миндравом еще в прошлом году новый порядок онкопомощи взрослому населению. Замечания пациентских и профессиональных сообществ учтены лишь частично.
Опубликован Приказ Минздрава РФ № 116н от 19.02.2021 об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях. На этапе подготовки документ неоднократно критиковали пациентские и профессиональные сообщества, что стало поводом для его доработки.
Новый порядок необходим для совершенствования работы онкослужбы и обеспечения преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах, сообщила 2 апреля пресс-служба Минздрава. Документ устанавливает правила обследования, лечения и направления на реабилитацию взрослых пациентов с онкологическими заболеваниями, регулирует этапы и сроки оказания помощи, определяет организацию работы, стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медорганизаций.
Одной из претензий пациентских сообществ к документу было ограничение возможности выбора медорганизации. Как следует из текста Порядка, эту информацию пациенту должен предоставлять лечащий врач. Учтены пожелания и в отношении выбора и получения помощи в федеральных медцентрах — больной может обратиться туда самостоятельно или по решению онкологического консилиума. В первую очередь речь идет о сложной хирургии, лучевой терапии и иных видах высокотехнологичной медицинской помощи.
В разъяснении Минздрава уточняется, что регионам нужно утвердить правила маршрутизации онкопациентов на территории. Субъекты должны разработать схему территориального закрепления медорганизаций, оказывающих специализированную помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Ведомство не прислушалось к критике представителей медицинского бизнеса чрезмерно жестких стандартов оснащения клиник, препятствующих их участию в территориальных программах. В новом Порядке требования к минимальному коечному фонду сохранены: отделение противоопухолевой лекарственной терапии должно располагать 20—50 койками и возможностями отделения реанимации и интенсивной терапии (всего в медорганизации должно быть не менее 70 коек онкопрофиля), онкохирургическое отделение создается как структурное подразделение медорганизации с мощностью от 25 до 50 коек.
Впрочем, для частных центров сделано послабление: в отношении всех видов подразделений дается ремарка, что «указанные штатные нормативы не распространяются на организации частной формы собственности».
«Введены единые требования к медицинским организациям, оказывающим помощь онкобольным, в том числе к их мощности, структуре. Важно, что теперь любое медучреждение, независимо от формы собственности, в том числе частное, оказывающее помощь по профилю «онкология», может на общих основаниях участвовать в оказании медицинской помощи пациенту. Порядок не устанавливает запретов и не ограничивает права граждан на выбор медицинской организации и врача», — прокомментировал документ главный внештатный специалист — онколог Минздрава, генеральный директор НМИЦ радиологии академик РАН Андрей Каприн.
Выставленный на общественное обсуждение в августе 2020 года документ критиковали Национальная медицинская палата, руководители частных клиник, Всероссийский союз пациентов, некоторые благотворительные фонды и ФАС. Больше всего претензий вызвал раздел «территориальное планирование», предполагающий приоритетное распределение объемов медицинской помощи для клиник внутри региона, в котором представители бизнеса усмотрели неприкрытый государственный лоббизм, а также нормативы коечного фонда, под которые не подходили даже многие из федеральных учреждений.
Татьяна Бескаравайная
источник : https://medvestnik.ru