с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Росздравнадзор наведет порядок в оказании медицинской помощи
23 Августа 2012 г.

Контроль качества медицинской помощи был и остается трудным и спорным вопросом. Так считают и те врачи, что оказывают медицинскую помощь, и те, что проверяют, как она оказана. Почему? И что изменится в ближайшее время в работе контролирующего органа – Росздравнадзора? Об этом «Доктор Питер» спросил у заместителя руководителя Управления Росздравназдора по Петербургу и Ленинградской области Сергея Лытаева.

– Сергей Александрович, с 2013 года Минздрав наделяет вас новыми полномочиями. Значит ли это, что то и дело раздающиеся предположения об объединении служб Роспотребнадзора и Росздравнадзора уже неактуальны?

– Конечно, они неактуальны с тех пор, как Роспотребнадзор переподчинили правительству страны, мы же по-прежнему остаемся службой, подведомственной Министерству здравоохранения.

– Но вы ведь должны выполнять одну и ту же задачу — следить за соблюдением прав потребителя, в нашем случае — пациента.

– В Роспотребнадзоре медицины осталось минимум — только эпидемиология, и соответственно, врачей там немного, при том, что в Петербурге и Ленинградской области штатная численность этого контролирующего органа – несколько сотен (для сравнения: у нас всего 30 госслужащих – экспертов, и все – врачи либо провизоры). И отличия в задачах у нас принципиальные.

Единственная область, в которой мы пересекаемся – это виды работ и услуг в санитарно-эпидемиологическом заключении при получении лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Наши граждане нередко путают наши полномочия. В этом нет ничего страшного, поскольку следить за изменяющимся законодательством трудно. И когда они обращаются к нам с жалобами на санитарные условия, мы перенаправляем их в Роспотребнадзор, поскольку эта служба занимается контролем за соблюдением СанПиНов. Если Роспотребнадзор получает жалобы на качество медицинской помощи, то направляет их нам.

Рисунок 1. Схема административного контроля качества оказания медицинской помощи

 

 

Понятию «качество» в медицине впервые дано определение в новом законе «Об основах…», тем не менее, и его не считают исчерпывающим. Что подразумевает под этим определением Росздравнадзор?

– Мы должны руководствоваться только законодательным определением этого понятия. Но очевидно, что оно трактуется в зависимости от того, с позиции чьих интересов оценивается качество медицинской помощи. Для пациента важно, насколько результаты лечения соответствовали его ожиданиям; для врача — насколько итог его работы соответствует тому состоянию пациента, на которое сам врач рассчитывал, исходя из характера заболевания и примененной схемы лечения; для врачей-консультантов смежных специальностей — учтены ли при разработке схемы лечения сопутствующие заболевания и физиологические особенности организма пациента; для клинического фармаколога — насколько грамотно и эффективно подобрана комбинация лекарств и методов лечения с учетом их совместимости и взаимовлияния друг на друга; для экспертов — в какой степени реальный результат работы врача соответствует технологическим и экономическим стандартам, предусмотренным для конкретного заболевания.

Впрочем, что касается последнего, тут еще важно учитывать, насколько принятый стандарт соответствует особенностям состояния пациента и пригоден для экспертных заключений. Ведь недаром врачи говорят: «Если двух пациентов с одинаковым заболеванием лечат одинаково, значит, одного из них лечат неправильно». А в жизни лечение по принятому технологическому шаблону одного пациента может убить, другого — спасти.

– Бывало ли так, что при соблюдении всех стандартов больной погибал, и это становилось поводом для вашего расследования и обращения в суд?

– Конечно, бывало. Однако правоприменительная практика — это отдельный разговор. Решение чаще всего зависит от того, насколько хороша юридическая служба в том или ином медицинском учреждении. Например, в одно из федеральных медицинских учреждений «Скорая» доставила пациента, которому в течение суток не установили диагноз. На вторые сутки уже с правильным диагнозом перевели в городскую больницу, однако при этом пациента не осмотрели два специалиста, которые должны были это сделать, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Несмотря на то, что для пациента все закончилось хорошо, он выздоровел, его родственники подали заявление в суд. Результат — два доктора лишены свободы на год.

И другая ситуация: врачебная бригада действовала полностью в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Но пациент погиб, дело до сих пор в суде, решение по нему не принято.

– Какова роль Росздравнадзора в делах по рассмотрению жалоб пациентов?

– Когда в 2004 году был создан Росздравнадзор, основной функцией этой службы было лицензирование учреждений всех форм собственности и проведение контрольно-надзорных мероприятий в медицинских учреждениях и фармпредприятиях всех форм собственности, плюс контроль за оборотом наркотических и психотропных средств.

Но с 2008 года часть функций была передана в региональные органы управления здравоохранением (у нас это комитеты) — например, лицензирование медицинской деятельности коммерческих учреждений и контроль качества оказания медицинской помощи в городских и коммерческих клиниках (по федеральным — работаем сами). Жалобы на их работу мы направляем в комитет, но, нередко, он не выезжает на проверки в учреждения, проверяет лишь документы.

А на Росздравнадзор возложили функцию контроля действий комитета в части переданных полномочий (лекарственное обеспечение льготников, качество медицинской помощи, оказание высокотехнологичной помощи и т. д.). Несколько раз в год наши специалисты проверяют по разным причинам комитет по здравоохранению, а также медицинские и фармацевтические организации (в части лицензионного контроля).

Если петербуржцев не устроили результаты проверки комитета, они обращаются с жалобами к нам, и мы проводим внеплановые проверки.

– Что нужно написать в заявлении, чтобы специалисты Росздравнадзора проверили качество оказанной помощи?

– В соответствии с 294-ФЗ, все внеплановые проверки (по жалобам пациентов в том числе) мы должны согласовать с прокуратурой. Чтобы получить согласование, в заявлении должно быть отражено два момента: угроза жизни и здоровью или нарушение прав потребителя. В этом случае прокуратура дает нам добро на проверку, которую мы имеем право проводить в рамках лицензионного законодательства. То есть проверка проводится не только по конкретному случаю, а проверяется работа всего учреждения в отношении работы в той сфере, в которой, по мнению заявителя, помощь оказывается с нарушениями.

Сейчас можно подавать жалобы в электронном виде. Мы их рассматриваем, если они не анонимные: с адресом, фамилией, телефоном заявителя, с претензиями к конкретному учреждению. Отвечаем мы традиционной (бумажной) почтой, потому что наши заключения часто фигурируют в официальных разбирательствах, в том числе в судах.

С 2013 года, по закону, на нас возлагается проверка порядков оказания медицинской помощи в учреждениях всех форм собственности. Сейчас составляется план проверок на следующий год: 128 учреждений в городе и 50 — в области. Много внеплановых проверок проводится по обращениям граждан, по запросам прокуратуры, Минздравсоцразвития.

– Значит ли это, что полномочий у Росздравнадзора станет больше?

– Если сравнить с сегодняшней ситуаций — да. Потому что сейчас мы можем защитить интересы пациентов (привлечь к административной ответственности медицинское учреждение) только если выявляем нарушение лицензионных требований и условий при оказании медицинской помощи. А это далеко не всегда отражает те нарушения, что выявлены в ходе проверки. А вот установленный Минздравом порядок оказания того или иного вида медицинской помощи — это уже критерий, одна из составляющих качества. Это все-таки серьезный шаг в процессе контроля качества.

– С какими жалобами чаще всего обращаются люди?

– В этом году больше всего жалоб на обеспечение льготников лекарственными препаратами. Серьезный сбой произошел из-за организационных причин.

А число жалоб по лечебному процессу совершенно непредсказуемо — с чем сталкивается человек, с тем и обращается. Почему-то часто наблюдаются «всплески» по тому или иному виду медицинской помощи. В прошлые годы они были в психиатрии, родовспоможении, педиатрии, причем по разным учреждениям. Традиционно самый большой процент жалоб — на хирургическое лечение.

Если разделить претензии заявителей по группам, то их три: финансовые претензии, претензии к организации и условиям оказания медицинской помощи (лицензионные требования) и собственно дефекты лечения.

Рисунок 2. Структура обращений граждан в зависимости от медицинских специальностей: а — 2008-2009 гг. и б — 2009-2010 гг. (%)

 

 

По результатам проверки даете ли вы оценку финансового ущерба?

– Нет, человеку мы сообщаем в официальном письме о результатах проверки и о том, что в соответствии с законодательством, все финансовые вопросы решаются в судебном порядке.

Рисунок 3. Соотношение претензионных показателей качества медицинской помощи, лицензионных требований и финансовых претензий в обращениях граждан (%)

 

 

– Защита интересов пациентов в части контроля качества лекарств – тоже задача Росздравнадзора. Оценки объема фальсифицированных препаратов сегодня так разнятся, что не знаешь, кому верить.

– Несмотря на то, что от СМИ мы часто слышим и про 10, и про 15 процентов некачественных и поддельных препаратов на фармрынке, эксперты утверждают, что их не более 1 процента.

Так это или не так в Петербурге, мы узнаем уже в следующем году, когда в полную силу заработает в Рыбацком открывшийся недавно «Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения Росздравнадзора». Это суперсовременные лаборатории, оснащенные оборудованием по европейским стандартам. Оно сейчас отлаживается, поэтому пока мы в основном пользуемся, по-прежнему, услугами городского Центра контроля качества лекарственных средств. Который, кстати, не имеет права отбирать некачественную или фальсифированную продукцию, в отличие от Росздравнадзора.

Кроме того, в нашем центре в новом году заработает передвижная экспресс-лаборатория. Она будет проверять качество лекарственных средств непосредственно в аптеках, аптечных пунктах, больницах, поликлиниках.

Диаграммы: научно-практический рецензируемый журнал «Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития»

 



источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей