Статья о врачебной ошибке из последней редакции закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» исчезла. Хотя в проекте была. Так что сегодня по-прежнему врачебные ошибки есть, а что это такое, с юридической точки зрения неясно.
Поэтому специалисты рады хотя бы тому, что в законе есть определение качества медицинской помощи: «Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».
Все эти критерии сегодня относительны, но в совокупности с уже действующими стандартами (приняты еще не все) и порядками оказания медицинских услуг, они позволяют хоть как-то оценивать работу врача и медицинского учреждения.
Если у вас есть претензии к качеству полученной медицинской помощи, справедливость сегодня можно искать в своей страховой компании, в Росздравнадзоре, в Третейском суде медицинского страхования и здравоохранения. Последняя ступень в разрешении спора между пациентом и медицинским учреждением — суд.
Третейский суд
Игорь Тимофеев, председатель Третейского суда медицинского страхования и здравоохранения:
– Третейский суд не имеет права рассматривать вопросы причинения вреда здоровью. В этот суд, как правило, обращаются в случае неправомерного взимания оплаты за оказанные медицинские услуги. В связи с тем, что в последние годы таких жалоб становится все меньше, суд принимает жалобы и на поведение медицинского персонала, которое квалифицируется как нарушение врачебной этики.
Росздравнадзор
Сергей Лытаев, и.о. руководителя управления Росздравнадзора по Петербургу и Ленобласти:
– Росздравнадзор с 2008 года проверяет только государственные медицинские учреждения. Однако по новому законодательству уже со следующего года мы вновь начнем проводить плановые проверки порядка оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях всех форм собственности. По заявлению пациентов или их родственников внеплановые проверки проводятся только в случае нарушения прав потребителя или при угрозе жизни и здоровью (должно быть указано в заявлении).
Только в этом случае прокуратура разрешает проверку учреждения, без согласования с ней Росздравнадзор не имеет права внепланового выходить в клинику. Обычно поводом для обращения в наше ведомство становится халатность или бездействие медиков, то есть организация лечебного процесса.
Проверка Росздравнадзором конкретного дефекта медицинской услуги, указанного в заявлении приводит к тому, что проверяется работа всего учреждения по этому направлению. Основанием для подтверждения неправомерности действий медицинского учреждения становится несоблюдение порядка и стандарта оказания медицинской помощи. Если прежде они носили рекомендательный характер, то теперь обязательны к исполнению. Их несоблюдение становится и поводом для принятия судебного решения в пользу истца — у суда других критериев медицинской ошибки на сегодняшний день нет.
Кроме того, у Росздравназдора есть и другая функция — это ведомство не дает медицинскому учреждению лицензию на определенные виды деятельности, если у учреждения нет возможностей для выполнения узаконенного порядка оказания медицинской помощи и стандарта лечения определенных заболеваний.
Страховая компания — Вневедомственная экспертиза качества медицинской помощи
Геннадий Лопатенков, начальник отдела по работе с гражданами Управления организации защиты прав застрахованных граждан Терфонда ОМС:
– В соответствии с законом «Об основах охраны здоровья…» в январе в Петербурге создан Региональный регистр экспертов качества медицинской помощи. В него вошли врачи, имеющие стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедшие подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
(Для чего в Петербурге возрождается служба страховых представителей, читайте здесь)
Страховая компания, в которой застрахован петербуржец, обязана привлекать их для оценки действий медицинского учреждения или врача в конкретной ситуации на основании заявления пациента или его родственников.
Вневедомственную экспертизу качества страховая компания обязана провести в любых обстоятельствах, даже если пациенту почудилось, что его лечили не так, как надо. Обязательным поводом для проведения такой экспертизы являются:
- жалоба пациента или его родственников;
- смерть пациента;
- инвалидность;
- спорный вопрос с выпиской больничного листа.
Если заявитель не согласен с оценкой вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, он может обратиться в суд. Однако суд предложит истцу предоставить результаты судебно-медицинской экспертизы. А она проводится, в основном, платно. При этом деньги, потраченные на нее, возвращаются, как и другие судебные издержки, только если истец выигрывает дело.
(Куда жаловаться на некачественную стоматологическую помощь, можно узнать здесь)
источник : doctorpiter.ru