с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Средняя цена лекарств в аптеках за первые четыре месяца выросла на 20%
11 Июня 2021 г.

За первые четыре месяца 2021 года аптечные продажи лекарств выросли на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составили почти 390 млрд руб., следует из совместного подсчета «ФВ» и AlphaRM. В упаковках рынок снизился на 13%, до 1,7 млрд. Разнонаправленная динамика может быть связана с повышением средней цены на лекарства.
 

Аптечные продажи за один месяц – апрель 2021 года – выросли в рублях на 20% по сравнению с апрелем 2020 года, до 99 млрд руб., в упаковках они также снизились – на 6%. В апреле 2021 года продано 415 млн упаковок лекарств.

С 2018 года аптечный рынок лекарственных средств в анализируемый период растет: в упаковках снижение наблюдается только в 2021 году, в рублях тенденция роста сохраняется. В период с января по апрель 2018 года объем продаж лекарств в рублях составлял чуть более 300 млрд руб., в первые четыре месяца 2019 года — 334 млрд руб. В аналогичный период 2021 года из аптек реализовано препаратов на сумму более чем 390 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2020 года стоимостный объем рынка вырос на 5%. Натуральные продажи в этот период, напротив, снизились на 13%, опустившись до отметки в 1,7 млрд упаковок.

Рост цены

Значительное снижение аптечного рынка в январе — апреле 2021 года в упаковках (на 13%) при одновременном росте в рублях на 5% может быть связано с ростом средневзвешенной стоимости на препараты. В исследуемый период она выросла на 20% относительно того же периода прошлого года. Если на протяжении двух лет цена держалась примерно на одном уровне – около 195 руб. за упаковку, то в начале 2021 года она резко возросла до 233 руб.

Повышение средней цены могло произойти за счет роста продаж дорогостоящих препаратов, что обусловлено повышенным спросом на ряд препаратов из-за пандемии. Яркий пример – некоторые лекарства из группы антикоагулянтов, одобренные к применению при COVID-19. Доля продаж антикоагулянтов на рынке в январе — апреле 2021 года увеличилась с 3,4% в 2020 году до 4,1% в текущем году. Самый популярный бренд из группы антикоагулянтов — «Ксарелто», средняя цена на него может составлять более 3 тыс. руб.
 

ap_prod._1.png (82 KB)
ap_prod._2.png (25 KB)
ap_prod._3.png (27 KB)

Лидеры аптечных продаж

Тройка лидеров терапевтических групп (классификация EphMRA) год от года не меняется. На первом месте – ингибиторы АПФ (используются при заболеваниях сердечно-сосудистой системы), в которую входят в основном препараты для лечения артериальной гипертензии с долей рынка в 5,2%. На втором месте — противопростудные и противокашлевые препараты с долей 4,4%, на третьем месте — препараты для лечения заболеваний носа с долей рынка в 4,2%. Из 95 представленных в аптечном сегменте терапевтических групп средняя цена на лекарства выросла в более чем в 80-ти – это больше 85% рынка. В ТОР10 терапевтических групп максимальный рост цены зафиксирован в группе противовирусных средств (+17%).

ТОР10 терапевтических групп в стоимостном выражении на аптечном рынке в январе — апреле 2021 года

За последние два года в тройке лидирующих брендов произошли изменения. Бессменный лидер рынка «Ксарелто» остался на первом месте, а нижние позиции кардинально трансформируются. Бренд «Арбидол» почти догнал лидера и поднялся с шестой строчки на вторую с долей рынка 1%. Антикоагулянт «Эликвис» производства Pfizer улучшил свою позицию, сменив десятую на третью (доля 0,9%). В январе — апреле 2020 года на третьем месте располагался «Мирамистин», антисептические препараты пользовались ажиотажным спросом год назад. В текущем году препарат покинул ТОР10.

По итогам января — апреля 2021 года в рейтинг вошли два новых участника: «Гептрал» компании Abbott – поднялся с 14-й строчки на шестую и «Пенталгин» производства «Отисифарм» — с 11-й на девятую.

ТОР10 брендов в стоимостном выражении на аптечном рынке в январе — апреле 2021 года


В десятке лидирующих компаний также есть изменения, но не такие существенные, как в рейтинге брендов. Первые два места, как и в прошлом году, занимают Bayer (доля рынка 4,6%) и Novartis (доля рынка 3,8%). На третью строчку поднялась отечественная «Отисифарм» (доля 3,7%), оттеснив Stada, Sanofi и Abbott, каждая из которых спустилась на одну ступень.

Единственной компанией в ТОР10, которая снизила продажи в стоимостном объеме, стала компания Sanofi. Среди популярных лекарств компании более всего в аптеках продажи упали на препараты из группы противопростудных и противокашлевых препаратов (-16% в рублях) и антикоагулянты (-14% в рублях). Причем в упаковках снижение еще значительнее: в первом случае — на 19%, а на антикоагулянты — на 11%. Антигеморроидальные средства данного производителя потеряли почти 94% рынка.

ТОР10 корпораций в стоимостном выражении на аптечном рынке в январе — апреле 2021 года


Вероника Догузова

 


источник :  https://pharmvestnik.ru