с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

400 долларов за одну жизнь: так власть оценивает смерть от осложнений после прививки
30 Июня 2021 г.

На фоне набирающей темпы принудительной вакцинации против коронавируса и отсутствии у граждан веры властям возникает вопрос: если что-то пойдет не так, и после вакцинации возникнут последствия для здоровья или наступит смерть, на какую компенсацию могут рассчитывать люди? «Новые Известия» разбирались в этом вопросе.
 

Прививка – это благо. В этом нет никаких сомнений, что бы ни рассказывали противники вакцинации. Очевидно и другое: вакцинация – это риск для отдельных людей. В России за статистику осложнений после прививки или смертность от любой вакцинации отвечает Роспотребнадзор. В новейшей российской истории всплеск осложнений пришелся на 2006 – 2009 годы. По всей стране регистрировались от 500 до 800 случаев ежегодно. Затем число последствий пошло на спад, и в 2019, доковидном году от последствий прививок пострадали 240 человек. Случаев смерти от вакцинации несравнимо меньше, последний раз это случилось 17 лет назад.

На случай, если из-за прививки будет нанесен ущерб здоровью, или человек умрет, государство предусматривает компенсации. Когда в 2020 году пришла пандемия, а с ней и понимание, что только вакцинация сможет обеспечить коллективный иммунитет, законодатели спохватились. Закон о компенсациях в случае осложнений или смерти от вакцинации был принят 20 лет назад. Если человек стал инвалидом, то он получал 10 тысяч рублей. В случае смерти родственникам умершего платили 30 тысяч рублей. Что было хорошо в 2000 году, выглядит как насмешка над здравым смыслом в 2021-ом.

Тогда компенсация за инвалидность составляла 100 МРОТ, а за смерть – 300 МРОТ, говорит сенатор Маргарита Павлова, которая попыталась инициировать новый закон в Совете Федерации в прошлом году. Есть только пикантная подробность – МРОТ в 2000 году составлял 132 рубля, в 2021 году – 12792 рубля. Оставь законодатели хотя бы такую же таблицу расчета, компенсация составила бы около 1 миллиона 800 тысяч рублей при наступлении инвалидности и 6 миллионов рублей в случае смерти. Но государство заблаговременно приняло поправки в КОАП, и МРОТы исчезли, зато остались гордые 10 и 30 тысяч соответственно.

Депутат Госдумы Николай Николаев также вышел с инициативой откорректировать выплаты еще в прошлом году:

- Ни в одной сфере нет таких низких компенсаций в случае смерти. Тридцать тысяч рублей за смерть человека в случае поствакцинальных последствий, на мой взгляд, это издевательство. Мы должны это понимать. Именно поэтому весной прошлого года я разработал законопроект, который выравнивает уровень компенсаций, который прописан в законе для других сфер. Например, несчастный случай или смерть в результате теракта. Я предложил выровнять и поднять компенсации в случае получения инвалидности и доплат в случае получения инвалидности в результате поствакцинальных осложнений.

Единой методики подсчета компенсаций при терактах нет, однако в случае смерти бюджеты разных уровней выплачивали родственникам от 1 до 4 миллионов рублей, а в случае инвалидности – до 400 тысяч рублей единовременного пособия плюс пенсия по инвалидности. Если бы граждане знали, что государство берет такие обязательства и понимает, что риски от вакцинации должны нести не только они, это наверняка увеличило бы их готовность прививаться.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович говорит, что суммы не пересматривались с 2000 года, хотя в 2017 году было записано, что выплаты должны быть проиндексированы. После этого был принят Федеральный закон № 61 "Об обращении лекарственных средств". Согласно этому закону, пострадавшие получают до 1,5 миллионов рублей. Но речь идет о клинических испытаниях препаратов, а не о тотальной вакцинации. Тем не менее, экономист Попович считает:

- Если мы с вами говорим о компенсациях в связи с поствакцинальными осложнениями в связи с ковидом, то можно рассматривать скорее 61-й закон.

Открываем закон «Об обращении лекарственных средств». Статья 44 в п.5 говорит, что «размер страховой выплаты по договору обязательного страхования составляет в случае смерти пациента 2 миллиона рублей на каждого пациента, участвовавшего в клиническом исследовании лекарственных средств; при ухудшении здоровья пациента, повлекшем за собой установление инвалидности 1 группы, 1 миллион 500 тысяч рублей».

Если в результате клинических испытаний пациенту присваивается инвалидность 2-й группы, то компенсация составляет 1 миллион рублей, 3-й группы – 500 тысяч.

Логика Ларисы Попович понятна. Вакцина – новый препарат, и в любом случае, мы все так или иначе становимся испытуемыми. Пролонгированных результатов ни у одной из вакцин нет, как они будут воздействовать на организм, предстоит только узнать. Поэтому государство, предлагая вакцинацию как единственный способ защититься, должно брать на себя ответственность, если что-то пойдет не так.

Но российской государство никогда не отличалось щедростью и не горело доказать подведомственному населению свою готовность защитить каждого. Так произошло год назад с законопроектом депутата Николаева:

- Правительство не поддержало и не поддержало этот законопроект, а просто промолчало. Я направил его в правительство, так как по регламенту любые законопроекты, которые требуют бюджетных решений, до внесения в ГД должны получить заключение правительства. К сожалению, невзирая на все регламенты и сроки, а прошло уже больше года, я до сих пор не получил ответа ни профильного министерства, ни правительства.

Коллеги Николаева из верхней палаты парламента также подали свой законопроект, но он также «потерялся» в Минздраве.

- Если законопроект был подан, он поступил в электронную базу данных законопроектов. На него могли просто не ответить, но потеряться законопроект не мог, - поясняет Лариса Попович.

Так или иначе, молчит Русь, то есть федеральное правительство, не дает ответа.

Конечно, оно отвечает за бюджет, и его расходы в связи с пандемией впервые за несколько лет опять превышают доходы. Но ведь речь идет, в худшем случае, о 800 миллионах рублей. На предстоящие парламентские выборы, например, бюджет уже выделил 21 миллиард рублей. Для поддержания «демократического» лица денег в Белом Доме нашлось в 20 раз больше, чем для того, к чему российские власти кнутом и пряником принуждают граждан – к вакцинации.

- В нынешней ситуации, когда вакцинация становится обязательной, повышение ответственности – долг государства, потому что когда речь идёт о добровольных решениях человека, понятно, что он несёт ответственность сам. Но, если человека обязывают что-то делать, если за него принимают решение, то и ответственность должен нести тот, кто принимает это решение. В случае с обязательной вакцинацией это должно быть государство. И люди должны понимать абсолютно чётко, что если они исполняют такое непопулярное решение государство, то в случае осложнений государство полностью по закону позаботится. Не просто перечислит 30 тысяч родственникам, а позаботится о семье и о самом человеке в случае получения инвалидности. - считает депутат Николаев.

Повышение компенсаций необходимо еще и потому, что доказывать вред, нанесенный здоровью, обязан каждый пострадавший сам. Это непростая задача в любой стране, а в нашей – особенно. Президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский говорит, что за двадцать лет существования его организации он помнит все немногочисленные обращения по поводу последствий вакцинации:

- Установить поствакцинальные осложнения – целая история. У меня была образцово-показательная история в Сургуте в 2009 году. Ко мне обратилась женщина со случаями, которые произошли в Сургуте в 2006 – 2007 годах. У детей были поствакцинальные осложнения после вакцинации Грипполом, АКДС, и БЦЖ. Всего семь эпизодов, из них три – летальные, а четыре – тяжёлые поражения ЦНС.

В каждом деле рукой врачей написано: поствакцинальное осложнение. Приехала комиссия из Москвы для проверки. Проверяют все случаи и пишут единый акт: «Поскольку в научной литературе подобные осложнения не описаны, мы не можем установить наличие причинно -следственной связи между вакцинацией и последствиями». Комиссия была из НИИ Гриппа, который является разработчиком Гриппола. Они сами себя проверяли.

Вот и сейчас таких обращений по поводу вакцин против коронавируса в Лиге нет. В законе предусмотрены мизерные компенсации, кто будет за них бороться, говорит Саверский. Вопрос риторический.

В законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» есть статья 15, которая гласит, что биологически-активные препараты применяются добровольно, мол, человек может и отказаться. Закон 157 «Об иммунопрофилактике» дает возможность гражданам отказаться от вакцинации, хотя могут быть последствия, как сейчас происходит с работниками социальной сферы и не только с ними. Можно уверенно сказать, что как только дело дойдет до выплаты компенсаций, власти не откроют закрома и не будут осыпать граждан благами. Нужны будут юристы, которые будут отстаивать права пострадавших.

На Западе выплаты пострадавшим от вакцинации в десятки раз превосходят суммы, о которых мечтают наши депутаты. В США закон предусматривает выплату за инвалидность или смерть от вакцинации в размере 250 тысяч долларов, или 18 миллионов рублей, не считая оплаты на лечение, лекарства, реабилитацию, а также расходов на юристов.

В Швеции пострадавшие получают 1 миллион евро, или 86 миллионов рублей, кроме того, отдельно покрываются все расходы. В Германии лечение оплачивается страховыми компаниями, а пострадавшие получают пенсию до 15 тысяч евро в месяц.

В России государство по-прежнему платит 10 тысяч рублей, или 140 долларов, за инвалидность и 400 долларов за смерть от вакцинации и делает вид, что оно ничего не знает, не видит и не слышит. Поэтому вакцинация идет так, как она идет. А что тут удивляться?

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

 


источник :  https://newizv.ru