Причинили тяжкий вред здоровью 21-летней пациентки медики трех татарстанских больниц: челнинских БСМП, горбольницы № 2 и РКБ. К такому выводу пришли эксперты Следственного комитета России, изучив историю болезни жительницы Набережных Челнов Айсылу Саетовой, которая чудом не умерла из-за некачественного оказания медпомощи, но, что называется, превратилась в «овощ». Мать девушки уже два года добивается, чтобы врачей призвали к ответу, теперь у нее появилось для этого веское основание в виде заключения экспертов следкома.
- Моя дочь Айсылу - инвалид с детства по гастроэнтерологическому заболеванию, но это не мешало ей вести полноценную жизнь. Она заканчивала автодорожный техникум, хотела после этого поступать в вуз на экономический. Все ее мечты рухнули. Уже два с половиной года дочь находится в вегетативном состоянии, - рассказала корреспонденту «ВК» 50-летняя Лейла Саетова. - Она прикована к постели, не может пошевелить даже кончиками пальцев, не может самостоятельно дышать и есть - в горле и животе у нее трубки. Иногда Айсылу спонтанно открывает глаза, но мы с мужем не знаем, видит она нас или нет. При этом дочь испытывает страшные боли, от которых она кричит беззвучно.
По словам Лейлы, обслуживание вегетативного больного на дому обходится очень дорого, а государство если чем и помогает родителям девушки, то лишь копеечными средствами.
- Одна только ампула ботулотоксина, который снимает боли в мышцах, стоит почти 20 тысяч рублей. А каждые три месяца нам нужно четыре таких ампулы. В поликлинике выписывают рецепты на бесплатное получение, но, как мне на днях сказали в аптеке, за полгода к ним не поступило ни одной ампулы для льготников. Спасибо родным и друзьям, которые нам помогают! В городском управлении здравоохранения и в Минздраве РТ знают о нашей ситуации, но помощи от них не дождешься, похоже, всем на нас просто наплевать. И это при том, что в таком положении мы оказались именно благодаря «помощи» врачей, которую они оказали моему ребенку! - возмущается мать 24-летней Айсылу Саетовой.
По словам Лейлы, их жизнь разделилась на «до» и «после» 16 октября 2018 года, когда дочь почувствовала сильную боль в животе. Приехавшие ранним утром по вызову фельдшеры скорой помощи решили доставить девушку с «острым животом» в челнинскую Больницу скорой медицинской помощи.
- А там врачи сказали, дескать, чего вы к нам приехали, вы же не наши пациенты, вы хронические. Я просила их оказать хоть какую-то помощь дочери, которой становилось все хуже, но бесполезно. Госпитализировать ее отказались, никакого обследования тоже не провели, - продолжает Лейла Саетова. - Тогда фельдшеры скорой, которая нас привезла, позвонили во 2-ю горбольницу и договорились, что там нас примут. В этой больнице дочь пролежала четыре часа в коридоре приемного покоя перед тем, как ее наконец направили в отделение гастроэнтерологии, а оттуда - в реанимацию. УЗИ сделали только через сутки и после этого заявили мне, что дочери нужна срочная операция, так как у нее начался перитонит. Договорились о переводе в РКБ, врач-реаниматолог, который нас туда вез, позвонил с дороги и предупредил, что мы подъезжаем. Однако в приемном покое РКБ, куда мы прибыли 18 октября, нас никто не ждал. Врачи осмотрели Айсылу только через 44 минуты после нашего приезда. В тот же день дочери сделали экстренную операцию, подключили к аппарату ИВЛ, а после его отключения 22 октября у нее произошла остановка сердца, запустить его удалось через 9 минут. В выписке из истории болезни, которую нам дали в РКБ, об этом даже не упоминается.
Из РКБ Айсылу Саетову выписали в том самом вегетативном состоянии, в котором она находится до сих пор.
Немного оправившись от шока, мать девушки, похудевшая за месяц на 20 килограммов, обратилась в следственный отдел по Набережным Челнам СУ СКР по РТ, где по ее заявлению возбудили уголовное дело.
- Как показывает практика, после появления в СКР в конце 2018 года спецотдела по раскрытию ятрогенных, то есть «врачебных» преступлений, следователи активно возбуждают такие дела, но, как правило, не доводят их до логического конца, - рассказал корреспонденту «ВК» адвокат Сергей Сычев, представляющий интересы Лейлы Саетовой. - В большинстве случаев дела рассыпаются на стадии следствия либо в суде, потому что вину медиков не удается доказать. Так едва не произошло и в нашем случае. В Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РТ пришли к выводу, что в случившемся виноват дежурный хирург челнинской БСМП, который даже не осмотрел девушку при отказе в госпитализации. Следователь предложил привлечь его к уголовной ответственности по статье 124 УК РФ («Неоказание помощи больному...») и передать дело в суд. Но моя доверительница отказалась, считая, что вина за нынешнее состояние ее дочери лежит также на врачах 2-й горбольницы Набережных Челнов и РКБ. По ее ходатайству была назначена повторная экспертиза, которую провели в Ульяновске, но она признала, что вообще никто из врачей не виноват. И только третья экспертиза, проведенная в Судебно-экспертном центре СКР, расставила все по своим местам. В заключении, полученном нами недавно, говорится, что тяжкий вред здоровью Айсылу Саетовой был причинен на всех трех этапах: в БСМП, где пациентку с «острым животом» отказались госпитализировать и даже не осмотрели, во 2-й горбольнице, где сутки тянули с УЗИ, хотя состояние больной было жизнеугрожающим, в РКБ, где эксперты также выявили массу нарушений: отсроченный на 44 минуты осмотр, зашитая наглухо послеоперационная рана, что было противопоказано при гнойном перитоните, необоснованное введение одних препаратов и невведение других, необоснованное прекращение проведения ИВЛ... Эксперты усмотрели прямую причинно-следственную связь между отключением пациентки от аппарата ИВЛ и остановкой у нее кровообращения с последующим развитием комы и переходом в вегетативное состояние.
«Вышеуказанные дефекты оказания медицинской помощи повлекли причинение ТЯЖКОГО вреда здоровью», - сделала вывод комиссия Судебно-экспертного центра СКР в отношении всех трех лечебных учреждений, где побывала Айсылу Саетова в октябре 2018 года. При этом слово «тяжкий» выделено в заключении экспертов большими буквами. Всего в документе 215 страниц, от прочтения которых, признаться, волосы встают дыбом.
- Теперь наша задача в том, чтобы переквалифицировать в уголовном деле статью 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»), срок давности по которой составляет всего два года, на другую - к примеру, часть 2 статьи 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью»), где срок давности уже 10 лет. В противном случае виновные уйдут от ответственности,- считает адвокат.
- Неужели никто из врачей не ответит за беспредел, который они сотворили с моим ребенком, за наши страдания? - ужасается такой перспективе мать девушки, вынужденной жить в вегетативном состоянии.
Евгений Аксенов
источник : https://www.evening-kazan.ru