«Зрачковая проба» и прочие тесты уже давно не используют, рассказывает врач-реаниматолог Сергей Саяпин. В первой половине прошлого века проверяли, жив ли человек, так: в дельтовидную мышцу плеча втыкали обычную железную иглу. Если она ржавела, то делали вывод о том, что человек еще жив. Объяснялся этот оригинальный тест тем, что у живого человека в тканях есть кислород, от которого игла окислялась. Сейчас ничего подобного реаниматологи не делают — более того, даже не щупают пульс, нельзя на это тратить время, отмечают врачи.
- Когда человек умер, начинаются реанимационные мероприятия. Достаточно просто остановки дыхания, либо агонального дыхания (частое, поверхностное, судорожное, хриплое дыхание, - Прим. ред.) для того, чтобы диагностировать смерть пациента. Это общемировая практика. Никакие специальные тесты не проводятся, — рассказывает Сергей Саяпин. — Реанимационные мероприятия заключаются в непрямом массаже сердца, вентиляции легких (если есть такая возможность). На все дается полчаса.
Если в течение получаса не устанавливается сердечный ритм и человек не приходит в сознание, то он считается умершим.
Консилиум врачей созывается только при диагностике смерти головного мозга — когда пациент лежит на искусственной вентиляции легких, сердце его бьется, а мозг уже умер. Факт биологической смерти может констатировать не только врач, но и фельдшер.
По словам Сергея Саяпина, если курский реаниматолог Юлия Матюхина заполнила протокол установления смерти человека и описала в нем проведенные реанимационные мероприятия, то судить ее не за что
- Вряд ли кто-то скажет, что она «качала» бабушку 29,5 минуты вместо положенных 30, — говорит Сергей Саяпин. — Я думаю, что дело возбудили из-за неправильно оформленных бумаг.
ЭКГ для мертвеца
Но каким образом могла ожить в морге официально «умершая» женщина?
- Человек — материя неизведанная, — говорит Сергей Саяпин. — Бывает разное. К примеру, случается, что после полноценной реанимации, когда сделано все возможное и невозможное, но человек все равно умер, минут через десять опять начинается сердечное сокращение. Человек начинает дышать. Но надо сказать, что даже если человек «заводится» после 20 минут реанимации, шансов на то, что он хотя бы в сознание в своей жизни придет, всего 5 процентов. А если человек лежал без циркуляции 10 минут, то все — кора головного мозга уже мертва, человека нет. Считается, что при реанимации есть 5 минут до начала необратимой гибели нейронов коры головного мозга. Поэтому в некоторых медучреждениях есть ничем не регламентированное правило, такой трудовой опыт поколений: снимать трупу электрокардиограмму — как раз на случай подобных вопросов от следствия.
Светлана Ерофеева
источник : https://doctorpiter.ru