В юности юрист Забайкальского правозащитного центра и проекта «Зона права» Анастасия Коптеева мечтала поступить в медицинский вуз, но судьба распорядилась иначе: Анастасия стала журналистом, а затем получила диплом юриста. Ее желание связать жизнь с медициной случайно реализовалось более десяти лет назад, когда она заинтересовалась судебными делами в сфере здравоохранения. Сейчас в ее практике уже около 40 дел по Забайкальскому краю и другим регионам России, компенсации по которым достигают миллионных сумм. В интервью «7х7» Анастасия Коптеева рассказала, с какими нарушениями сталкиваются пациенты российских клиник и как защитить свои права.
«Раз дефекты установили, значит, медпомощь не может быть качественной»
— Как вы начали заниматься судебной практикой по медицинским делам?
— В 2009 году я готовила доклад о нарушении прав граждан в сфере здравоохранения, в основном на примере Забайкальского края. По этому докладу я увидела, что за 2009 год пошли первые врачебные дела — раньше их было мало в целом по стране. Они проходили всегда очень тяжело, разбирательства длились годами — пять лет и больше. Мы с партнером ощупью, потихоньку начинали прощупывать эту ятрогенную тематику и понимать, как можно эффективно рассматривать такие дела в судах.
— Какой была эта сфера, когда вы ей заинтересовались?
— По статистике 2009 года, суды редко вставали на сторону пострадавших пациентов. Иск пациента удовлетворялся только при наличии причинно-следственной связи между действиями медиков и наступившими последствиями. Например, в виде гибели пациента или причинении ему вреда. Так продолжалось очень много лет, именно по этой причине мы проигрывали много дел — потому что судам и экспертам редко удавалось установить причинно-следственную связь.
Львиную долю составляют дела, по которым устанавливается много дефектов, но причинно-следственной связи нет. Например, это онкологические дела, когда пациенты приходят в суд с тем, что по вине медиков им вовремя не диагностировали онкологическое заболевание, когда было необходимо оперативное лечение, а промедление не позволило вовремя его начать.
— Как изменилась судебно-применительная практика к этому моменту?
— С тех пор ситуация преломилась и распространяется, как покрывало, на все регионы. Это связано с тем, что Верховный суд России вынес около десяти знаковых определений. Из них следует, что отсутствие причинно-следственной связи между действиями медиков и наступившими последствиями не является основанием для полного отказа в исковых требованиях. По федеральному закону «О защите прав потребителей» пациент приравнивается к потребителю. Верховный суд пояснил, что пациент во всех случаях оказания ему услуг в любых учреждениях — государственных или коммерческих — вправе рассчитывать на качественную медицинскую помощь в соответствии с утвержденными стандартами, протоколами и клиническими рекомендациями. За последние пять лет я не припоминаю ни одного проигранного мной дела. Это все благодаря четким разъяснениям Верховного суда.
— Что происходит с числом медицинских дел?
— Пресс-релизы Следственного комитета, касающиеся статистики по ятрогенным преступлениям, и экспертные организации говорят о том, что за последние пару-тройку лет эти дела существенно «взлетели». Их стало настолько много, что экспертные организации уже захлебываются от такого потока. Это происходит по разным причинам, в том числе потому, что граждане стали понимать, что они вправе потребовать компенсацию за некачественную помощь. Когда в суды приходят защитники со стороны врачей и говорят «как вы смеете, вы опорочили светлое имя врача, это же белый халат, к нему нельзя прикасаться, это святое» — это все пафос. Суды это давно не воспринимают.
В тех регионах России, где работают медицинские юристы, все больше инициируется судебных разбирательств по медицинским ошибкам. А чем их больше разбирается в судах, тем больше собирается ценной практики, судебные решения становятся все более прогрессивными.
«Тяжело слушать, что я посягнула на врачей»
— Какие нарушения прав пациентов наиболее распространены в российских клиниках?
— Отказ в госпитализации, проведение медицинских манипуляций без согласия пациента на медицинское вмешательство, неадекватное и неполное лабораторное, диагностическое и инструментальное обследования, ошибочные диагнозы, которые автоматически влекут за собой назначение неправильной медикаментозной терапии. Еще, конечно, неполное и неправильное оформление медицинской документации, формальный подход к описанию жалоб и симптомов болезни больного.
— О каких нарушениях чаще всего замалчивает врачебное руководство?
— В 99% случаях руководство вообще не признает предъявленные претензии со стороны пациентов. Замалчивают зачастую информацию о проблемах с алкоголем у врачей, о привлечении медиков ранее к уголовной либо дисциплинарной ответственности по ятрогенным делам.
— К вам за помощью обращаются сотрудники медучреждений?
— Обращаются и сотрудники, но чаще — пациенты. Несмотря на то, что статистика по ятрогенным преступлениям стремительно пошла вверх, нужно понимать, что большинство из этих дел прекращаются из-за отсутствия состава или события преступления, некоторые — из-за срока давности. Да, таких дел много, но в большинстве случаев врачи невиновны. Поэтому, когда ко мне поступает обращение, я провожу очень жесткий критический анализ: стараюсь понять, была ли тут вина врача и стоит ли нам вообще заходить в это судебное или уголовное разбирательство.
Тяжело слушать, что я посягнула на врачей и как я смею, как я могу… Я всегда говорила, что не преследую цели расквитаться с каким-то врачом. Зачем мне это нужно? Я также живу в этой стране, обращаюсь за медпомощью как любой россиянин. И с большим уважением отношусь к медицинской корпорации, к этому цеху. Но как юрист я понимаю, что есть и противоположенная сторона — пациент, у которого тоже есть права.
«Есть четкий алгоритм, который должен знать каждый из нас, чтобы себя комфортно чувствовать»
— Как к вам могут обратиться жители регионов, где нет юристов, специализирующихся на медицинской тематике?
— Для этого мы запустили проект «Врачебная тайна» по защите пострадавших от оказания некачественной медпомощи. Чтобы у людей была возможность обратиться за помощью, получить консультацию юриста.