Уже почти два года в России, да и во всём мире, гремит пандемия COVID-19. Она обострила хронические болезни не только у людей, но и у целых государств. В России внезапно обнаружились проблемы с достоверностью статистики, а ещё – с финансированием медицины.
Мы узнали о таком словосочетании, как «избыточная смертность», и оно напрямую связано с качеством работы людей в белых халатах. Вот например: сколько должна ехать «Скорая помощь» на вызов и может ли она его проигнорировать? Чрезвычайное положение не вводили (пока). Значит, должны действовать правовые акты мирного времени. Именно их я подверг тщательно анализу и узнал много нового. Спешу поделиться выводами.
Содержание статьи
В каких случаях можно вызвать Скорую помощь?
Работа Скорой помощи в России регламентирована Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н. За это время его подвергали изменениям четыре раза: это немного по меркам отечественного законотворчества. Приказом утверждён Порядок оказания скорой медпомощи. Согласно п.2 документа она осуществляется в любых ситуациях, требующих неотложного вмешательства врачей: при травмах, несчастных случаях, отравлениях и т.д.
В п.5 отмечено, что медпомощь бывает экстренная (при состояниях, угрожающих жизни) и неотложная. В п.11 прописаны случаи, когда врачи должны прибыть к пациенту незамедлительно. Экстренная помощь необходима при нарушении сознания, дыхания, системы кровообращения, отравлениях, ожогах и в некоторых других ситуациях.
Ещё в первую волну коронавируса свет увидел Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н. Им установлен временный порядок работы медорганизаций для профилактики COVID-19. Этим Приказом введены технические требования к работе медиков, без послаблений в части действующего законодательства.
Сколько должна ехать Скорая помощь?
В п.6 Приложения №2 к Приказу Минздрава №388н указано, что медики должны прибыть к пациенту не позднее 20 минут после вызова, если речь идёт об экстренной помощи. В п.4 Приложения №3 к Приказу оговорено, что и станции Скорой помощи должны располагаться так, чтобы выдержать 20-минутную подачу. Однако дополнительная формулировка позволяет отходить от этого правила:
Важно! В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Время прибытия неотложной помощи составляет не более 120 минут. По факту этот интервал может и не выдерживаться, если это обосновано конкретными условиями (слишком большое количество вызовов, невозможность проезда). В ряде случаев бригада вообще может не приезжать, если причина вызова:
перевязка, снятие швов и проведение иных плановых медицинских процедур;
острая зубная боль;
заболевание с обычным ходом течения;
проведение освидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения;
другие случаи, когда жизни пациенту угрозы нет.
Скорая помощь не едет: что делать?
Повторить вызов диспетчеру, указав характер запрашиваемой помощи. Возможно, заявка была сформулирована некорректно и ей придали неверный статус.
Обратиться к руководству станции «Скорой». Сделать это можно онлайн или по телефону, и в рабочее время жалоба наверняка поспособствует решению проблемы.
Написать заявление в управление Министерства здравоохранения. Практического смысла в этом нет, но к виновным лицам будут приняты меры реагирования.
Обратиться в правоохранительные органы. Если невыезд «Скорой» повлёк последствия, наступает уголовная ответственность.
Внимание! Если пациенту причинены моральные страдания или физический вред, он вправе обратиться в суд с исковыми требованиями к медучреждению, допустившему ненадлежащую работу.
Что грозит бригаде Скорой помощи за невыезд по вызову?
Законодатель предусмотрел ст.124 УК РФ – неоказание помощи больному. Ответственность по первой части наступает, если пациент из-за невыезда «Скорой» получил вред здоровью средней тяжести, а по ч.2 ст.124 УК – если речь идёт о причинении тяжкого вреда или смерти.
Важно! Реальное привлечение к ответственности возможно лишь в случае, если между действиями и последствиями имеется причинно-следственная связь. Например, если машина не смогла добраться до пациента из-за снегопада, пробки или препятствия со стороны других водителей, вины работников нет. Следовательно, уголовная ответственность для них не наступит.
Реальные дела и реальные сроки
На сайте судебной статистики видно, что ст.124 УК РФ применяется редко. Так, в 2020 г. было рассмотрено 4 дела этой категории, по одному из которых вынесен оправдательный приговор (шанс осуждения – 75%). В 2019 г. приговоров было 5, в 2018 и 2017 г. – по 4 штуки, а в 2016 г. – аж 7 судебных вердиктов (все – обвинительные). Получается, что за 5 лет до финальной стадии правосудия дошло всего 24 уголовных дела. И это на всю Россию!
По понятным причинам отыскать реальный приговор по ч.2 ст.124 УК РФ оказалось непросто. Мне на глаза попался вердикт Моздокского райсуда от 02.08.2019, где решалась судьба П., фельдшера отделения скорой помощи. Но в тот раз медики добрались до больного, которым оказался малолетний ребёнок, получивший сильные ожоги.
Фельдшер П. неверно оценила состояние пациента, не провела его госпитализацию, из-за чего мальчик умер. Суд переквалифицировал её действия на ч.2 ст.109 УК (причинение смерти по неосторожности), что спорно, и назначил наказание в виде 2 лет ограничения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на тот же срок.
Ещё более вопиющая ситуация описана в апелляционном постановлении Тюменского областного суда от 11.07.2019. Он оставил в силе приговор райсуда, которым установлена виновность В., сотрудника «Скорой». Приехав по вызову, дверь открыла пациентка. Ей стало плохо, она потеряла сознание и имелись признаки клинической смерти. Но В. по неизвестным причинам не провела реанимационные мероприятия. Уж не знаю, сколько ехала «Скорая» – скорее всего, долго.
В практике немало случаев, когда с медицинских учреждений взыскивают материальную компенсацию морального вреда за невыезд бригады. Так, решением райсуда Орловской области от 15.02.2019 с Кромской больницы взыскано 5000 рублей в счёт компенсации морального вреда и 2500 рублей штрафа. Истец получил травму ноги в 19.00 часов, дважды вызывал «Скорую», а она приехала лишь спустя 15 часов.
Медики оправдывались: они полагали, что вызов не был срочным. Его отложили, так как на линии работала только одна бригада. Меж тем, истец хотел помощи не просто так: в итоге у него диагностировали перелом плюсневой кости правой ноги. Суд иск удовлетворил, но на относительно малую сумму.
Решением райсуда г.Комсомольска-на-Амуре от 19.11.2015 в пользу недееспособного М. взыскано 250 тысяч рублей. Из-за халатности врачей Скорой помощи, приезжавших по вызовам к покойной матери М., последняя скончалась. Как выяснилось в суде, медработники исходили из ложного диагноза, якобы поставленного М.
Попался мне и ещё один судебный вердикт, заслуживающий внимания. Решением Солнечного райсуда от 15.05.2020 (это в Хабаровском крае) с России в лице МВД и Следственного комитета в пользу «ФИО3» взыскано 80 тысяч рублей. За что? Следователи и дознаватели слишком долго проводили проверку по ч.2 ст.124 УК РФ в отношении врачей, по халатности которых умер отец «ФИО3».
Резюме. COVID-19 – не повод для «Скорой» отказывать в помощи
Скорая помощь – надежда пациента на сохранение жизни и здоровья. Но сейчас – поистине уникальная ситуация. С одной стороны, бушует COVID-19, счёт заболевшим идёт на десятки тысяч, а медиков реально не хватает. С другой стороны, действие регламентов, которые введены в «мирное время», не приостановлено и даже не изменено.
Скорая помощь всё так же должна приезжать в течение 20 минут (если речь идёт об экстренном вызове) или за 2 часа (в других ситуациях). Если невыезд произошёл без уважительных причин, достаточно жалобы – медиков привлекут к дисциплинарной ответственности.
В отдельных случаях речь вообще может идти об уголовных делах! Правда, шанс попасть в жернова правосудия минимален. Пострадавшие вправе жаловаться, обращаться с исками в суд, взыскать к справедливости. Не исключено, что они буду услышаны. Задолго по эпидемии COVID фиксировались ситуации, где «Скорая» не спешила и явно недоработала.
И всё же, я реалист, и мне понятно, что соблюсти нормативы в эпоху пандемии нереально. Вдумайтесь: медики с марта 2020 года живут в режиме повышенной готовности. Конца и края этой войне с коварной инфекцией не видно. Значит, к вызову «Скорой» нужно относиться максимально ответственно. А ещё – надеть, наконец, маски и сделать прививку. Будьте здоровы!
Виктор Баженов
источник : https://bankstoday.net