Недавнее заявление мэра столицы Сергея Собянина о планах внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах встревожило родителей. Некоторые уже отзывают из учебных заведений согласия на медицинское вмешательство в отношении детей. Взрослые боятся ложноположительных результатов анализов, которые приведут к карантину для всей семьи и повальной дистанционке.
В ходе правительственного совещания с участием президента страны столичный градоначальник заявил о планах по внедрению повсеместного тестирования на коронавирус в городе. По словам Собянина, в ближайшие недели массовое тестирование начнётся в МФЦ и торговых центрах, кроме того, власти рассмотрят вопрос, как распространить эту практику на городские школы. «Будем искать подходы, как внедрять экспресс-тесты в школах. С какой-то периодичностью делать быстрое исследование школьников, в первую очередь там, где мы наблюдаем рост заболеваемости, для того чтобы обеспечить нормальный режим работы школ», – сообщил мэр.
В случае если в классе COVID-19 диагностировали хотя бы у одного из учащихся, всех его одноклассников отправляют на двухнедельный карантин. Для выхода с карантина контактным детям нужно посетить педиатра по окончании режима самоизоляции.
– Непонятно, почему вообще на карантин сажают только одноклассников заболевшего. Внутри параллели детям разрешено общаться, однако ребята из других классов спокойно продолжают учиться до тех пор, пока не заболеет кто-то у них, – недоумевает мама семиклассника Алёна.
Родители рассказывают, что школьный карантин с самого начала превратился в фикцию.
Дети, контактировавшие с заболевшим, перемещаются по городу, посещают торговые центры и кружки. Единственное место, куда они попасть не могут, – школа.
Предписание о недопуске контактных детей класса в учебное заведение классные руководители рассылают родителям через мессенджеры, взрослые никаких обязательств не подписывают, а соответственно, по закону и не несут ответственности за нарушение режима самоизоляции ребёнком.
– Судя по заявлению мэра, в первую очередь экспресс-тестирование может распространиться на учеников классов, параллельных с тем, который ушёл на карантин, – считает педиатр Татьяна Немоловская. – Санитарные правила, введённые в школах в пандемию, не требуют разобщения учащихся в рамках параллели. В случае карантина, например, в одном из пятых классов отправлять на самоизоляцию нужно всех пятиклассников. В реальности этого никто не делает, предписание Роспотребнадзора лишь обязывает директора организовывать трёхкратную ежедневную термометрию учащихся из классов, параллельных тому, который ушёл на карантин. Полагаю, если инициатива Собянина действительно будет реализована, тестирование в первую очередь будет проходить именно в этих классах.
По словам врача, возможен и другой вариант. Детям из класса, где выявлен заболевший ребёнок, будет разрешено посещать школу при условии регулярного тестирования на COVID-19. Это позволит сохранить нормальный учебный процесс без вывода учеников на дистант. Однако в таком случае тесты необходимо делать не реже, чем раз в три дня.
Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский полагает, что заявление Собянина не что иное, как нагнетание паники.
– Я сомневаюсь, что эта инициатива может быть реализована, – говорит юрист. – На мой взгляд, заявление мэра – это очередная попытка запугать людей, посеять панику. Хотя в типовом согласии на медицинское вмешательство, которое многие родители подписывают, не читая, есть разрешение и на проведение лабораторных исследований. А значит, если взрослые подписали такую бумагу, тесты на ковид ребёнку в учебном заведении делать могут.
Заявление мэра серьёзно напугало некоторых родителей. Часть из них обратились в школы с заявлением об отзыве согласия на медицинское вмешательство. Правда, в некоторых учебных заведениях в ответ заявили, что при отзыве детям не будет оказываться даже экстренная помощь в случае ЧП.
– Если тестирование всё-таки начнётся, родителей наверняка начнут убеждать, что без него не пустят в школу. На деле всё часто оказывается совсем не так, как нам говорят, – рассказывает мама третьеклассника Алина. – Например, я ещё в начале прошлого учебного года написала отказ от утренней термометрии. Температуру мерю ребёнку утром сама и просто сообщаю учителю. Мы не пользуемся и электронным дневником, по моему заявлению учитель проставляет все оценки в бумажный журнал и дневник ребёнка. Так что возможно многое, просто не все родители это понимают.
По словам педиатра Татьяны Немоловской, экстренная помощь ребёнку будет оказываться в любом случае, даже если в школе нет согласия законного представителя.
– Я советую не отзывать согласие, а просто сделать в заявлении пометки, что школа должна дополнительно запрашивать согласие у законного представителя на каждую процедуру, – говорит врач. – Хотя ситуация в целом сложная. Кто-то из родителей категорически против тестирования, они не верят в точность тестов, боятся, что их без причины всей семьёй закроют на карантин. Действительно, ошибки бывают. Однако не прекращаются и случаи, когда взрослые отправляют в школу больных детей, надеясь, что у них обычная простуда. Термометрия на входе превратилась в фикцию, засечь температуру школьные термометры способны только тогда, когда она перевалит за 38,5 градуса, поэтому от утреннего фильтра также очень мало толку. А сознательность некоторых наших граждан по-прежнему оставляет желать лучшего.
По словам Немоловской, печально и то, что пандемия спровоцировала серьёзное недоверие родителей к учебным заведениям. Взрослые постоянно ждут от администрации, учителей и школьных медиков какого-то подвоха и скрытого желания причинить ребёнку вред по указке сверху.
Светлана Цикулина
источник : https://octagon.media