В конце 70-х годов из СССР в США эмигрировал известный советский врач. Как один из создателей нового направления в хирургии, он был хорошо известен далеко за пределами Союза. Блестяще знал английский и без труда получил в Америке врачебную лицензию, был с почетом принят в профессиональную ассоциацию и вскоре открыл собственную клинику, приобретшую за короткое время большую популярность.
И вот однажды, обследуя очередного пациента, профессор механически произнес весьма распространенную среди отечественных врачей фразу: «Да кто же это вас так прооперировал?!» Для него вопрос этот был риторическим, а вот американский пациент, услышав это восклицание, подал в суд на оперировавшего его хирурга.
Суд признал операцию обоснованной, сделанной по протоколу и в иске пациенту отказал, а вот русский профессор был изгнан из профессиональной ассоциации, вынужден уехать из США и начинать всё с нуля уже в Европе. Из этой абсолютно реальной истории вытекает по меньшей мере два вопроса. Первый, этический: имеет ли право врач при больном дискредитировать своего коллегу? Второй, в большей степени деонтологический: что же делать врачу, обнаружившему профессиональную ошибку своего коллеги?
Ответ на первый вопрос очевиден. Однако и сегодня, к сожалению, мы видим, что некоторые врачи ради заработка не гнушаются обливать грязью своих коллег, нарушая профессиональные этические нормы, уже хорошо известные.
С другой стороны, любые действия врача могут стать причиной иска в современной России, где сформировались целые адвокатские коллегии, специализирующиеся на травле медиков. И это касается уже адвокатской этики. Известны случаи, когда юристы буквально уговаривают пациентов и их родственников подавать жалобы в прокуратуру, полицию или Следственный комитет, рассчитывая заработать в любом случае, если не на материальной компенсации, то хотя бы на сопровождении дела.
Значит ли это, что профнепригодные медики должны уходить от ответственности? Вовсе нет!
Здесь мы переходим ко второму вопросу, который лежит как в области деонтологии, так и внутриврачебной этики: как вести себя медику, который засомневался в правильности действий своего коллеги? Ведь помимо этических и юридических норм затрагивается более серьезная проблема – наши «внутрицеховые разборки», происходящие на глазах у пациента, могут привести к потере им веры в медицину в целом.
Безусловно, некомпетентность должна стать предметом обсуждения и быть доказана профессиональным сообществом. А практическому врачу нужно научиться следить за своими словами и всегда помнить о тонких местах в нашей профессии. К счастью, сейчас этому стали учить уже в мединституте.
Не могу не сказать еще об одном важном деонтологическом моменте: проблеме информирования больного о его реальном состоянии здоровья. Этот вопрос дискутировался во все времена. В Советском Союзе, где «улаживание всех дел» и наследование имущества мало кого интересовали, дело решалось просто: если есть надежда на выздоровление – нужно говорить пациенту правду, а если нет – рассказывать сказки о светлом будущем.
Казалось бы, с принятием закона, которым закреплено право пациента знать правду о своем здоровье, можно поставить точку в этих дискуссиях. Если раньше пациент смотрел на доктора как на Бога, и ждал приговора, то теперь врач может и должен общаться с ним если не как с коллегой, то точно как с партнером.
Итак, ответ найден – всё говорим начистоту. Однако представьте себя на месте пациента, которому врач определяет оставшееся время жизни, или на месте врача, который должен сообщить человеку, сидящему перед ним, горькую истину. А если этот врач ошибается?
Мы хорошо помним подвиг Прометея, принесшего людям огонь, но забываем: первым, что герой предал огню, была Книга Судеб, где каждый человек мог узнать точную дату смерти…
Так что ответ неочевиден…
Леонид Печатников – заслуженный врач РФ, декан факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС
источник : https://yandex.ru